В КАПОВОЙ ПЕЩЕРЕ ОБНАРУЖЕН РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫЙ НАСКАЛЬНЫЙ РИСУНОК

Группой ученых из МГУ обнаружен отлично сохранившийся рисунок верблюда возрастом от 14,5 до 37,7 тысяч лет. Удивителен и тот факт, что в период создания рисунка на территории Южного Урала верблюды не обитали.

Уникальность Каповой пещеры заключается в том, что на ее стенах до наших дней сохранились образцы древнего изобразительного искусства – наскальные рисунки с изображением представителей мамонтовой фауны и сценами из жизни древних племен.

Капова пещера — одна из самых крупных карстовых полостей Урала. Расположена на территории заповедника «Шульга-Таш». Широко известна благодаря наскальным рисункам, сделанным в эпоху палеолита.

Изображения мамонтов, лошадей и бизонов были сделаны древним материалом — охрой и датируются периодом 19-17 тысяч летней давности. Впервые наскальную пещерную живопись обнаружили в 1959 году.

Охра — природная краска, состоящая из гидрата окиси железа с примесью глины. Иногда в охре находят следы крови животных либо человека.

В наши дни пещера стала привлекательным туристическим объектом. Руководство заповедника «Шульган-Таш» организовало тематический музей, а также предлагает экскурсионную программу. В «туристической» части пещеры обустроены лестницы и металлические настилы. Стоит отметить, что в летний сезон пещеру посещает до 1000 человек в сутки, так что для того чтобы попасть внутрь уникального памятника истории нужно запастить терпением и простоять какое-то время в очереди. Впрочем, проникнуться духом вечности созерцая рисунки древних людей все же не получится. Специально для туристов ученые в точности воссоздали копии наскальных рисунков, кстати, о том, что в экспозиции представлены именно копии предупреждают заранее.

Оригиналы наскальной живописи сокрыты от взглядов любопытствующих в отдаленной части пещеры с ограниченным доступом, так как здесь ведутся научно-исследовательские работы. До сих пор на стенах пещеры, среди сохранившихся рисунков, ученые находят ранее неизвестные артефакты. Также ведется поиск новых рисунков под слоем разнообразных неидентифицируемых пятен. Последнее крупное открытие ранее неизвестной группы рисунков произошло в 1970-ом году, когда при расчистке одного из фрагментов пещеры было обнаружено целое панно, состоящее из изображений людей и животных, позже данная находка получила название – «Лошади и знаки». Несмотря на то, что с момента знакового открытия прошло уже более двадцати лет панно до сих пор преподносит сюрпризы. Экспедиция 2017 года занималась доскональным изучением данной группы рисунков и в процессе изысканий, среди нерасчищенных фрагментов, был обнаружен новый рисунок эпохи палеолита – двугорбый верблюд.

Верблюд изображен в аналогичном стиле, что и другие группы рисунков, выполнен красной охрой и обведен черной линией древесного угля. Точную дату создания рисунка, на данный момент, московские археологи установить не смогли, но благодаря данным уран-ториевого анализа кальцитовых натеков было установлено, что возраст древнего артефакта составляет несколько десятков тысячелетий и ограничен временными рамками от 14,5 до 37,7 тысяч лет.

Как известно, в те времена, как и в наши дни, верблюды на Урале не обитали. Таким образом, наскальное изображение столь экзотического для данной местности животного косвенно подтверждает теорию о том, что в эпоху верхнего палеолита древние художники постоянно мигрировали, причем, на достаточно большие расстояния.

По словам руководителя Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ Владислава Житенева, можно обнаружить сходство между изображениями одной эпохи, расположенными не только в разных странах, но в разных частях континента! К примеру, можно найти схожие элементы в группе рисунков «Лошади и знаки» из Каповой пещеры с традициями наскального искусства, возникшими на территории юга современной Франции или же севера Испании. При этом нужно отметить, что изображение верблюдов на европейских наскальных рисунках не встречаются, зато частом можно обнаружить по местам расселения пращуров степных народов, живших бок о бок с верблюдами.

Согласно последним палеогенетическим исследованиям древних жителей Южного Урала: скифов, сарматов и представителей тагарской культуры, населявших регион в I тысячелетии до нашей эры. Было установлено, что генетически жители южных районов Урала были ближе всего к некоторым этногруппам с Кавказа, Причерноморья и Центральной Азии. Таким образом, открытие московских ученых позволило пролить свет на этнографическое происхождение людей, обустроивших святилище в Каповой пещере. Изображение верблюда косвенно подтверждает теорию о существовании плотных связей Южного Урала с Волжско-Каспийским регионом. В прошлом археологи уже находили в Каповой пещере некоторые элементы церемониальных украшений принесенных с территории прилегающей к Каспию.

Археологи планируют продолжить изучение Каповой пещеры в декабре 2017 года, когда уровень влажности в подземных галереях уменьшится. Так что нам остается ждать новых сенсационных открытий, которые преподнесет уникальная пещера.

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»