В поисках могилы Ермака

17958e

На земле, где сошлись пути трех тюркских народов – башкир, татар и казахов (киргизов), покоится тело русского землепроходца. Кто он? Как оказался на чужой стороне? Выискивая ответы на эти вопросы, поисковик разработал собственную теорию, версию, познавательную и не лишенную смысла.

Историческая справка

1093911

Ермак Тимофеевич Аленин — русский казачий атаман, исторический покоритель Сибири.

О происхождении Ермака существует несколько версий. По одной из них, он был родом с берегов Камы, по другой — уроженцем Качалинской станицы на Дону.1446485282_6

Сначала Ермак был атаманом одной из многочисленных казацких дружин на Волге, защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. В 1579 году дружину казаков (больше 500 человек) во главе с Ермаком пригласили уральские купцы Строгановы для защиты от набегов со стороны сибирского хана Кучума. В чусовских городках казаки жили два лета.

1 сентября 1581 года дружина казаков под началом Ермака выступила в поход за Каменный Пояс. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков своего военачальника Маметкула, но и его войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве на Чувашевом мысу.

Кучум бежал в Ишимские степи.

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. Иван Грозный принял послов от казаков из Сибири очень ласково, богато одарил их и в подкрепление отправил 300 ратников. Однако в битвах с татарами дружина Ермака быстро редела.

6 августа 1585 года погиб и сам атаман. Он шел с небольшим отрядом из 50 человек по Иртышу. Казаки заночевали в устье реки Вагай. Ночью воины Кучума напали на спавших казаков и истребили весь отряд. Сам Ермак, облаченный в тяжелые доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул.

— Мой интерес к этой теме, — рассказывает челябинский поисковик Федор Жижилев, — начался после того, как я прочел, что Петр I через сто пятьдесят лет после смерти Ермака приказал искать его могилу. Суля огромные деньги башкирским старшинам, посылая своих гонцов, он пытался отыскать ее. Но для чего?

По какой-то причине башкирские старшины ничего не рассказали «белому царю» о могиле великого атамана. Может быть, к тому времени уже стерлось из памяти ее место расположения. Может быть, башкиры действительно знали о ней и просто утаили информацию – взаимоотношение старшин и русских было неоднозначным. С одной стороны, явной вражды у местных к москалям не было. Наоборот, когда Иван Грозный направил свои дружины на Казань, башкиры, говоря современным языком, сохранили нейтралитет — особо не поддержали русских, но проигнорировали и призыв о помощи татар (жителям южноуральских степей казалась унизительной «живая» дань людьми, которую собирали с них хановья).

DETAIL_PICTURE__52463902

С другой стороны, башкирам были непонятны многие «проделки» москалей. В частности безжалостное гонение на староверов, начавшееся во второй половине XVII века. На Урале недоумевали:

— Хотя по разным данным известно, что именно в Башкирии, —продолжает челябинский поисковик, — было перезахоронено тело Ермака. Сначала его тело погребли на Иртыше на татарском кладбище, вернее, за татарским кладбищем, потому что атаман не был мусульманином. Под сосною, как указано в записи тобольчанина Ремизова. Мощи Ермака Тимофеевича, его одежда, доспехи и оружие высоко почитались местным населением, и, по некоторым источникам, даже использовались в шаманстве и лечебных целях.

Любовь и уважение к Ермаку, его душевным и физическим качествам, воспетым как у русских, так и у тюркских народов, были безграничны. Например, рассказывали, что атаман одним ударом мог разрубить человека от плеча до земли. Легенды о силе и могуществе покорителя Сибири передавались у ее коренных жителей, а также среди башкир, из поколения в поколение. Некоторые из них можно услышать до сих пор.

Киргиз-миякинские артефакты

1093891

Земли нынешнего Миякинского района Башкирии — уникальное место. Еще до 1930-х годов по сыртовым (или сортовым) дорогам там проходили казахские караваны. Не случайно и поселок называется Киргиз-Мияки — Киргизский маяк. В старину, вероятно, здесь располагался некий караван-сарай для путников, караванщики делали остановку.

Одна из находок в Миякинском районе, сделанная в последнее время, — славянская булава необычной формы. Подобных ей еще не попадалось археологам… Несколько лет назад один местный житель рыл котлован под фундамент для нового дома и наткнулся на необычное старинное оружие.

1093901

Булава могла остаться в земле со времен Пугачевского восстания, а могла оказаться и древнее. То, что она именно славянская, а не тюркская, у специалистов не вызывает никакого сомнения. И если она относится ко временам первых русских землепроходцев, то значит, может иметь отношение к могиле уруса, тайну которой пытается разгадать Федор Жижилев.

О необычном старом захоронении челябинскому поисковику рассказала киргиз-миякинский краевед Роза Килеева. Она указала место старой могилы на горе около поселка. Одни говорили, что там некий красный командир похоронен, то есть могила осталась со времен Гражданской войны. Другие относили ее к XVIII или XIX векам. В любом случае все опрошенные в один голос утверждают — «тут урус похоронен», русский. Старики в прежние времена наставляли: «Пройдешь мимо, брось камушек. А русским об этой могиле не говори – не нужно им знать».

В мае прошлого года Федор Жижилев с группой единомышленников взялись за лопаты и вскрыли загадочное захоронение. Сверху на могиле лежит каменное «одеяло» толщиной 15 — 20 сантиметров, собранное из камушков, которые за века набросали местные жители. В центре «одеяла» сохранилось углубление, в которое в старину был вставлен шест. Гроб, в котором покоились останки «уруса», оказался дубовым, что уже само по себе говорит об его древности. По явным следам было видно, что доски рубили, а затем тесали топором. Под головой покойного по старому обряду был положен березовый веник (из-за отсутствия воздуха он хорошо сохранился). На костяке сохранились фрагменты тканой одежды. В могиле, бесспорно, погребен славянин, хотя его тело и оказалось неправильно ориентировано – голова не по традиции указывала не на запад, а на восток.

— Мы взяли часть пяточного материала, гвозди, поясок усопшего, самоотвалившийся фрагмент гроба, —рассказывает Федор. — После радиоуглеродного исследования органического материала его удалось датировать. Возраст усопшего составил 560 плюс-минус 120 лет. Мы умышленно не переворачивали скелет, не трогали отложения на дне гроба, оставив все для дальнейшего изучения серьезных ученых.

Батюшка местного киргиз-миякинского храма обещал по православному обычаю освятить могилу. Над ней поисковики установили временный крест, а в октябре этого года собирались заменить его памятником.

— И все-таки не совсем понятно, на чем основывается твоя теория о том, что это могила Ермака? Он-то как мог оказаться в Башкирии?

— Хорошо, — поисковик не хочет особенно спорить, — пусть это будет просто версия, одна из версий… Между Тобольском, где погиб Ермак Тимофеевич, и Киргиз-Мияками 1100 километров. Расстояние не маленькое, но в то же время не такое уж непреодолимое даже для того времени. Я предполагаю, что башкиры, коих тогда много было и в сибирских землях, перевозили тело Ермака через Уральский хребет в Москву. Но на Руси началось Смутное время, это-то, видимо, и остановило башкир, и они захоронили атамана на своей земле. А мы до сих пор пользуемся достижением этого великого человека. Все углеводороды, энергоносители, лесные и водные богатства… Невозможно измерить подвиг Ермака.

 

Челябинский спелеоархеолог Владимир ЮРИН:

— Радиоуглеродный анализ останков киргиз-миякинского «уруса» относит его к временам освоения башкирских земель русскими первопроходцами. Вероятно, и здесь похоронен один из них. А сколько их было… Сотни, а может быть, и тысячи. Почему он ориентирован головой не по православному обычаю на запад? Возможно, русского действительно хоронили или перезахоранивали башкиры, и они нарушили канон.

 

Автор: Владислав ВЕРИГО