В ЦАРСТВЕ ЛЕГЕНД

Таинственный подземный мир пещер, который при первом же упоминании тревожит наше воображение своей загадочностью и необычностью. И это не удивительно: издавна с ним связано множество преданий и легенд. Они возникают и передаются от поколения к поколению. Кто не слышал или не читал о кладах, зарытых в пещерах знаменитыми разбойниками, о том, что в них прятались люди, которых преследовали власти, что в пещерах жили монахи и отшельники…

И сейчас в Башкирии вам покажут пещеру и расскажут, что в ней скрывался сам Салават Юлаев. Вы услышите и о пещерах, лежащих неподалеку, которые были еще больше, но их завалило. Вам расскажут, что собака, попавшая туда, смогла пробраться сквозь завалы и через несколько дней вышла из другой пещеры в нескольких десятках километров от первой. Причем шепотом вам добавят, что собака… наполовину потеряла шерсть. Почтительное или даже суеверное отношение к пещерам имеет под собой основу, которая родилась в древнейшие времена.

Подземный мир, в который вы можете попасть, пройдя лишь несколько десятков шагов, резко отличен от того привычного, солнечного, что окружает нас на земле. Трудно подобрать сравнение миру сплошного мрака и абсолютной тишины, где человек сразу же теряется, если у него нет светильника. Поэтому понятно то психологическое напряжение, которое испытывает любой, попавший в столь необычные условия. Поражают в пещерах глубокие пропасти, подземные реки, сказочное убранство из натечных образований – каких только ассоциаций они не вызывают. Недаром так фантастичны названия, которые люди дают пещерным гротам, озерам, завалам и сталактитовой архитектуре: Дорога в ад, грот Бриллиантовый, Голова дракона…

Да и обитатели подземного царства настолько необычны, что невольно вздрагиваешь, когда над тобой, почти касаясь головы, бесшумно проносятся стаи летучих мышей. Ящерицы и рыбы без глаз, абсолютно белые, вызывают не только чувство удивления, но и ужаса. Недаром почти всюду на земле, во все времена мрачный подземный мир считается обиталищем мертвых. Например, народ, наложивший неизгладимый отпечаток на все последующее развитие мировой культуры – древние греки,– представлял вход в царство мертвых в виде устья пещеры, расположенной на краю света. За этим входом, в подземном мире путника ждали сплошные ужасы: жуткий пес Цербер с тремя головами, ледяной ручей забвения Стикс, адская река Ахеронт с угрюмым перевозчиком Хароном, который перевозит только «туда», но никогда «обратно». Там обитал бог смерти чернокрылый Танатос, из-под земли появлялась страшная ночная богиня Геката со своими спутниками – змеями, драконами, оборотнями и прочими кошмарными существами.

Под землей расположен и христианский ад. Вход в него рисовался в виде пещеры с леденящей душу надписью: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» А дальше шла глубокая бездна, где «небосвод, зловещий и беззвездный, был воплями и криком оглашен» (Данте).

По представлениям современных сибирских народов, хантов например, под землей поселился черт, когда ему стало невмоготу жить вместе с людьми. Но, отдав должное мифам и сказкам, вернемся к реальным фактам. Большинство пещер образовалось под воздействием воды в известняках и гипсах. Этот процесс длился миллионы лет. Пещеры в своих отложениях накопили ценнейшую информацию не только об истории своего развития, но и об окружающем мире – информацию уникальную, не потревоженную временем. Подземные гроты стали объектом пристального внимания археологов. И это понятно: ведь нашим предкам пещеры служили жилищем. Большая часть истории древнекаменного века написана по материалам, полученным при раскопках именно пещерных стоянок. Селился древний человек, в основном, в гротах близ входа в пещеры. Темные же глубины их служили лишь святилищами, где протекало, по представлениям первобытных охотников, таинство зарождения живших на земле существ. Именно пещеры, где в любое время года и суток держатся постоянные температура и влажность, сохранили до наших дней настенные рисунки бизонов, лошадей, мамонтов, оленей и множество других изображений. Открыв в XIX веке эту сокровищницу искусства, цивилизованный мир долго не мог опомниться от изумления: человек в звериных шкурах создал потрясающие по силе реализма картины. Долгое время пещеры с рисунками были известны лишь в Западной Европе.

В 1959 году А. В. Рюмин открыл в Каповой пещере на Южном Урале такие же росписи с мамонтами и лошадьми. Работы по расчистке изображений ведутся там и по сей день. И каждый полевой- сезон приносит все новые открытия.

 В гроте Коридорном около Сухого Лога, в нескольких гротах по реке Багаряк, в Идрисовской пещере были обнаружены рисунки, но они относятся уже не к древнекаменному веку, а отстоят от него на 6–5 тысяч лет. В послеледниковый период пещеры все меньше и меньше привлекают человека как жилища. Исчезает наскальная подземная живопись, появляются новые культы и обряды. Люди отдаляются от пещер, все более и более страшась непостижимости темной бездны. Теперь уже они не устраивают святилища в глубине гротов, а начинают поклоняться самим пещерам, приносить им в жертву различные предметы и трофеи охоты. Таких жертвенных пещер на Урале много.

Это и знаменитый Дыроватый камень на Чусовой, и многочисленные пещеры Северного Урала. Некоторые из них были исследованы совсем недавно, в них были обнаружены интересные находки, рассказывающие о верованиях и культах первобытных обитателей Урала в последние четыре тысячи лет.

В 1978 году на реке Ивдель были изучены две пещеры – Шайтанская и Лаксейская. Как показали раскопки, в них проводились ритуалы, связанные с почитанием медведя. Эхо – широко распространенный в лесной зоне культ. Медведь, по представлениям древних, да и современных этнографических народов, фигура далеко не однозначная. Ханты, Например, с одной стороны, считают его зверем, которого можно убить и съесть, правда, наговорив ему с три короба небылиц о личности охотника, чтобы направить месть по ложному пути, с другой стороны – в медведя воплощается один из умерших родственников. Легенды о происхождении медведя тоже свидетельствуют о его особом положении в животном мире. По одной, например, в него превратился человек-богатырь, перелезая в лесу через колоду, поросшую мхом; по другой – медведь был раньше богом и сбросил на землю одного из своих непослушных медвежат. Как бы то ни было, но каждая удачная охота на медведя сопровождается так называемым медвежьим праздником. После праздника череп и конечности укладывались в специальные места или вывешивались на дерево.

На Северном Урале хранилищами для костей были пещеры. Предки современных хантов и манси приносили кости в глухие пещеры, укладывали их около стен и приносили жертвы – кусочки ткани, мехов и, возможно, пищу. В 30-е годы нашего столетия в Шайтанском гроте было найдено около 30 медвежьих черепов. И до сих пор местное население называет эту пещеру Костлявой. В пещерах археологи находят много костей и других животных – лосей, северных оленей, лошадей. Они также почитались, но уже в качестве только промысловых животных и часто приносились в жертву духам, чтобы те способствовали успешной охоте.

В некоторых жертвенных пещерах среди находок, которым не более трех-двух тысяч лет, встречаются кости животных ледникового периода, вымерших более 10 тысяч лет назад. Это, конечно, не означает, что мамонт дожил до столь позднего времени. Дело в том, что жители высоких широт часто находили вытаявшие трупы и костяки огромных животных. Это послужило толчком для создания широко распространившихся мифов о фантастическом земляном быке, который живет под водой либо под землей, но стоит ему увидеть дневной свет, как он сразу же погибает. В городе Челябинск нашли чудо- средство … Эта маленькая хитринка из города … Вот он краткий путь богатства всех … Вот как нищие становятся миллионерами!

Много легенд о мамонте бытует у хантов. Они называют его Весам. Существует поверье, что в мамонта превращается очень старая большая щука, у которой изо рта начинают расти рога – бивни. Поэтому ханты не считают щуку рыбой. Если на озеро не садится птица – значит там живет Вес, он же образует водовороты в реках. Мамонт – представитель недобрых сил, его следует бояться, но с ним можно , и померяться силами. Находки в пещерах костей мамонта свидетельствуют об особом уважении к этому существу, о попытках задобрить его. Хотя в Лаксейской пещере не было найдено костей мамонта, но второе название ее – Мамонтовая– сохраняет память о том, что в ней хранились когда-то кости этого животного. В пещерах также производились захоронения людей. Многочисленные украшения говорят о том, что это были не рядовые погребения, а могилы выдающихся членов племени. Особо благоговейное отношение к себе пещеры вызывали у путешественников. Стрела в древности являлась наиболее распространенным типом боевого и охотничьего оружия, всегда пользовалась почитанием, поэтому любой едущий по реке считал своим долгом пустить стрелу с привязанной бляшкой или монетой в черный зев пещеры, чтобы начатое путешествие закончилось успешно, будь то поездка на охоту или в дальние края за кремнем, охрой и бронзой. Традиция эта идет с древнейших времен. При раскопках в гротах ученые находили так называемые вкладышевые стрелы, состоящие из костяной оправы и острых каменных лезвий, вставленных в боковые желобки и закрепленных в них смолой. Подобные стрелы изготовлялись около семи тысяч лет назад. Очень много было найдено каменных наконечников стрел. В более позднее время (три-две тысячи лет назад) они сменяются бронзовыми, а затем – железными. Но сколь ни впечатляющи были сами по себе культы медведя, лося, даже мамонта, они редко обходились без огромного пламени костра. Он горел, чтобы очистить окружающий мир от дурных сил, защитить совершаемый обряд от враждебных человеку сил. Зачастую огонь сам являлся тем божеством, точнее символом, которому поклонялись. Этот теплый кусочек яркого солнца, который можно было вызвать по необходимости в любом месте – в хижине, на берегу реки, в лесу, в пещере – сопровождал человека на протяжении всей его жизни, защищал от стужи и мрака. Вероятнее всего, культ огня – один из древнейших, если только не самый древний из всех известных науке. Исследование древнейших религиозных воззрений, в том числе и связанных с пещерами,– одна из самых интересных и сложных проблем в археологии. Кого, например, изображает срисованная нами фигурка из кости, у которой лицо и верхняя часть туловища человека, или вот эта вещица, сделанная незаурядным художником, сумевшим минимумом изобразительных средств достичь эффекта выразительности? Этого мы пока не можем разгадать.

Автор: Валерий ПЕТРИН, Наталья ФЕДОРОВА

Журнал «Уральский Следопыт»