Дом на костях

00115

Современные мегаполисы стремительно разрастаются, численность населения увеличивается и, как следствие из этого, остро возникает необходимость в постройке нового жилья. По окраинам и внутри города постоянно идет застройка мало-мальски свободных территорий. Сейчас уже не является редкостью то, что еще некоторое время назад могло показаться немыслимым. На месте, где когда-то располагались погосты, ныне построены жилые многоэтажки. Сопоставив старые и новые карты Челябинска удалось собрать информацию о местоположении домов, которые были возведены там, где когда-то царила тишина, покой и возвышались могильные надгробия.

История Челябинска исчисляется всего тремя неполными столетиями, но несмотря на столь молодой возраст нашего города, здесь можно встретить дома, которые были построены на месте старых кладбищ, урбанизированных советской властью в угоду прогрессу.  Разрастающийся город остро нуждался в жилых площадях, а старые кладбища занимали слишком много места – посчитали градоначальники, и росчерком карандаша определили судьбу старых погостов. Строительная техника перемалывала могилы и надгробья сбрасывая все в отвалы. Выкорчеванные кости покойников и остатки гробов летели туда же. Ни о какой эксгумации останков с последующим перезахоронением и речи не шло. При том, что согласно требованию санитарных норм и правил любое строительство, в первую очередь жилое, на месте погребений не допускается. Исключение сделано только для зеленых насаждений. Но и здесь санитарные нормы и правила содержат жесткие ограничения: посадки можно делать только через 25 лет после переноса погребений, эксгумации тел умерших (если того требует специфика почвы) и предварительного анализа почв. Но на эти «мелочи», видимо, никто внимания не обращал. Слишком уж «неудачные» места были отведены под кладбищенские земли – в центральной части города. После окончания строительства дом сдавался в эксплуатацию и в новенькие квартиры селились счастливые новоселы начиная устраивать свой быт. Зачастую люди и не подозревают об истории того места, на котором был построен их дом.

На старой карте города.

Каждый из нас периодически сетует на то, что время проходит очень быстро, мигом пролетает мимо нас. Вот прошло несколько лет, а знакомый до последнего закоулка район настолько изменился, что фактически полностью утратил свой прежний облик. Что уж говорить о целом городе, если речь идет о более чем столетнем временном отрезке. В качестве отправной точки своего изыскания я решил изучить старые карты Челябинска и сравнить их с современной схемой застройки. Как оказалось, сделал это не напрасно. В моем распоряжении оказались три плана города: 1909, 1910 и 1939 года, где было обнаружено несколько кладбищ. С помощью манипуляций с соответствующими приложениями и путем наложения изображения старого плана на карту современного Челябинска удалось выяснить точные адреса домов построенных в местах, где когда-то обретали последний покой усопшие. Оказалось, что застроенные кладбища есть почти в каждом из районов города.

 «Черепа в котловане»

2-z1-757f132e-bdcb-4b02-90ac-ec26059d7bcc

В 2008 году постройка жилого дома во дворе дома по улице Барбюса дом № 15 в Ленинском районе  Челябинска обернулась достаточно неприятным скандалом. Выкапывая котлован под фундамент будущего дома строители обнаружили человеческие останки. Случайным образом рабочие наткнулись на некогда существовавшее в этом районе Железнодорожное кладбище, отмеченное на городском плане 1939 года. Кладбище начали застраивать еще в послевоенный период,  к тому времени оно уже было закрыто и встал вопрос о переносе захоронений. Но, видимо, в послевоенное время решения принимались более оперативно и радикально. Ответственные лица решили пойти по пути наименьшего сопротивления и попросту перекопали погост. Площадка  под застройку жилого квартала была готова. 

Все это было давно и в наши дни вряд ли кто-то из застройщиков, планируя возведение дома, рассчитывал обнаружить остатки того самого кладбища. Однако стоит понимать, что в любом случае выкопать из земли останки оставшиеся с давних времен было попросту необходимо. Соседство уже обжитых домов с бывшим кладбищем — не лучший вариант для тех кто живет в данном районе. Останки людей должны были эксгумировать и перезахоронить. Именно так и собирались поступить строители, но почему-то поступили иначе. Первыми шум подняли вездесущие старушки, обратившие внимание на скорость подачи под загрузку строительных самосвалов, вывозящих грунт с человеческими останками. Слишком быстро машины возвращались на строительную площадку, хотя ближайшее кладбище находится в значительном удалении от места постройки. Среди жильцов поползли нехорошие слухи и местные жители решили проследить за строительной техникой, проявив гражданскую инициативу.

Котлован на месте кладбища
Котлован на месте кладбища

Оказалось, что никакого перезахоронения не проводилось. Грунт из котлована вперемешку с костями сваливался на пустыре по ул. Енисейской (относительно недалеко от строительной площадки –прим.). В первый день работ было вывезено 10 КАМАЗов земли с человеческими останками. Корреспонденты Chеlyаbinsk.ru проверяя информацию жителей о вывозе человеческих костей обнаружили место, где разгружались грузовики. В том, что это была та самая земля не было сомнений. В качестве подтверждения тому из земляной кучи торчали человеческие черепа и кости. В администрации  пообещали, что разберутся с этой ситуацией, а останки будут перезахоронены подобающим образом силами МУП «Мемориал».

По словам историка-краеведа Владимира Боже кладбище в Ленинском районе было достаточно крупным и старым. По его словам, первые места погребений в этом районе появились после пуска железной дороги. В те года огромное количество людей устремились покорять Сибирь с перевалочной станцией в Челябинске.

Железнодорожное кладбище
Железнодорожное кладбище

О крупнейших масштабах переселения свидетельствует тот факт, что в день через Челябинский переселенческий пункт проходило около двадцати тысяч человек. Кое-кто уже здесь менял планы и вместо Сибири оставался в Челябинске, поселившись недалеко от вокзала. Стоит понимать, что эпидемиологическая ситуация в начале 20 века была иной нежели сейчас. Периодически возникали эпидемии холеры, брюшного тифа, бушевала оспа. Количество умерших росло пропорционально количеству переселенцев, некоторые прибывали в Челябинск уже в статусе «Груза 200». Железнодорожное кладбище быстро разрасталось до тех пор пока не уменьшился поток переселенцев. Именно останки этих несчастных, покоившиеся здесь уже сотню с лишним лет, бесцеремонно вывезли на пустырь. 

С видом на «вечный покой».

0015
Северо-восточное кладбище

Еще одно кладбище о котором пойдет речь расположено на северо-востоке Челябинска. Заброшенное кладбище находилось недалеко от Первого озера в окружении улиц Хохрякова, Чоппа, Краснофлотской и 6-го Фабрично-заводского переулка. По данным архивов кладбище и похоронное бюро в Тракторозаводском районе было открыто в конце 1941 года. Последнее захоронение относится к 1962 году. Здесь покоятся останки жителей окрестных поселков, тружеников завода ЧТЗ, а также пленных немецких и венгерских солдат. В наши дни кладбище уже давно перестало быть ухоженным и пришло в запустение. На могилы никто не приходил, никто не следил за чистой и не поддерживал порядок. Примечательно, но ни на одной из городских карт опубликованных с 1938 по 1984 г не удалось найти обозначение данного погоста. Захоронения пленных солдат вражеской армии дает повод задуматься о «спецконтингенте», которому было отведено это место.

Свалка на месте могилы
Свалка на месте могилы

Впрочем, сейчас этот вопрос актуален менее всего. Жителей окрестных многоэтажек не особо заботит, то кто именно погребен в могилах. В данном случае важен сам факт подобного соседства, которое явно никого не устраивает.  Жительница одного из соседних с погостом домов, по имени Мария, так описывает свои впечатления: «Вообще-то, у нас хороший спальный район озеро, много зелени, заводы в сторонке. Омрачает жизнь только одно – соседство с Северо-восточным кладбищем. Раньше мы с мужем и ребенком жили в полуторке у моих родителей – было очень тяжело ютиться впятером. Когда переехали к свекрови в «трешку», сначала очень обрадовалась и факт, что окна выходят на кладбище, не особо смущал. Но когда каждый день выходя на балкон стала видеть могилы перед глазами это шокирует, до сих пор не могу привыкнуть. Зимой ситуация еще хуже, – продолжает Мария. – Летом-то почти ничего не видно из-за густой зелени, а поздней осенью и зимой все могилы на виду. В детстве жутко было: бегали через кладбище в школу, освещения не было, если кто-нибудь шел навстречу, от страха не знали, куда деваться.  По словам жителей, на могилки ходят от силы два человека, остальные – «беспризорные». Родственники либо очень стары, либо их уже нет в живых, ведь погост существует с довоенных времен. Зато здесь собираются все кому не лень: молодежь пьет пиво, собаководы выгуливают питомцев, бомжи ютятся – никакого уважения к усопшим.  Дошло даже до того, что на одной из детских площадок футбольные ворота были сделаны из… кладбищенской оградки!»
Мэрия Челябинска отреагировала на просьбы жителей разобраться с этой ситуацией и перенести останки тел в более подобающее место.  Планировалось перенести около 1,5 тысяч могил, но с началом работ выяснилось, что плотность захоронений намного больше и в итоге было перезахоронено около 5 тысяч захоронений.  Весной 2011 на территории бывшего кладбища был разбит  парк, проложены дорожки и посажено более 100 деревьев. Теперь бывший погост стал парком им. Дружбы.

ЗАГС на месте кладбища и участок повышенной аварийности.

цвиллинга

В самом центре современного Челябинска, когда-то располагалось одно из старейших кладбищ — Казанско-Богородицкое. Кладбище имело довольно внушительные размеры и располагалось точно  в центре современного мегаполиса. Если сравнивать с современным городским планом, то на его месте находится нынешний магазин «Ритм» (ныне здание одного из известнейших коммерческих банков), несколько кварталов жилых домов по пр. Ленина и вплоть до кинотеатра имени Пушкина.  Дом на улице Цвиллинга, где сейчас находится ЗАГС Советского района, построен на месте разрушенной церкви Казанской иконы Божьей матери. По Челябинску ходит легенда, что те, кто заключит брак именно в этом ЗАГСе, проживут долго и счастливо. В моем распоряжении нет информации по статистике разводов, но хочется верить, что легенда основана не на пустом месте.

На месте старой часовни
На месте старой часовни

На Казанско-Богородицком кладбище в районе магазина «Ритм» были захоронены чешские  солдаты, отличившиеся в период Первой мировой войны и волей судьбы оказавшиеся на Урале  втянутыми в Гражданскую войну. Погребены войны в отдельной секции кладбища, там где сейчас находится жилой дом по пр. Ленина. Часть останков усопших в свое время были перевезены чешской делегацией к себе на родину. Остальных советское правительство перезахоронить отказалось. Их кости до сих пор обнаруживают рабочие, когда заняты дорожными работами на проспекте Ленина.

довтора
Кладбище на месте Доватора-Шаумяна

Всем известны истории про дороги, которые в народе называют «дорогами смерти». Казалось бы, без каких-либо на то причин на отдельных местах машины сталкиваются с ужасающей периодичностью, а число ДТП со смертельным исходом бьет все рекорды. К несчастью многих суеверных горожан есть такое место и в Челябинске. Находится этот аварийный участок на пересечении улиц Шаумяна и Доватора. По не официальной информации от одного из сотрудников городского ГИБДД данный перекресток считается одним из самых напряженных в аварийном плане во всем городе.

Тот самый перекресток
Тот самый перекресток

О том сколько за историю Челябинска здесь произошло ДТП информации нет, но «стабильно», несколько раз в месяц, именно на этом перекрестке бьются автомобили. Одно из самых резонансных ДТП в новейшей истории Челябинска тоже произошло здесь. «Уличный гонщик» не справился с управлением своей иномаркой и на полной скорости влетел в остановочный комплекс, забрав жизни молодой девушки и ее ребенка, кстати, именно на этом перекрестке власти установили специальные столбики, которые отделяют остановки и пешеходные переходы от проезжей части. Загадка состоит в том, что «нехороший перекресток» ничем особенным не отличается от многих других на всем протяжении ул. Доватора, но почему-то именно здесь происходят все самые жуткие аварии. Совпадение это или нет, но современный асфальт лежит поверх некогда существовавшего кладбища, обозначенного на карте 1939 года. Погост прекратил существование еще до начала войны и в свое был время успешно «урбанизирован» градостроителями.  В 1995 году при ремонте дорожного покрытия сотрудниками дорожно-строительной службы, на злополучном перекрестке, было найдено массовое захоронение – остатки  погребенных на том самом кладбище.

Первое кладбище Челябинска.

Театр оперы и балета в Челябинске построен на костях, якобы здание возвели на месте старого кладбища. Жителей хоронили там, когда Челябинск был еще городом-крепостью.

2_56

В 1996 году рабочие прокладывали пожарный водовод к Картинной галерее через площадь перед Оперным театром и экскаватором зацепили старинный гроб, сохранившийся лишь потому, что был сделан из лиственницы. Так было найдено кладбище, основанное, вероятно, спустя три года после появления крепости. Всего на месте старого погоста было найдено более 100 погребений. Археологам попадались могилы взрослых, но встречались и останки  детских захоронений. Все найденные фрагменты человеческих костей были перезахоронены на Митрофановском кладбище, но историки полагают, что обнаруженное кладбище имело значительно большие размеры и многие усопшие до сих пор лежат под покровом брусчатки шумной улицы Кирова.

 

ЛЮБУШКИН Андрей

«Таинственный Урал»