Древние образы священных скал

0_d74c

Уральские писаницы — древние памятники наскального искусства, традиция которого насчитывает около 5 тысяч лет, известны на территории, протянувшейся с севера на юг по всему Уральскому региону, более чем на 800 км, за небольшим исключением, расположены на скалах и в пещерах по берегам рек. На сегодняшний день исследована около 90 мест с древними рисунками.

Где и как нанесены древние изображения?

Ареал с расписанными скалами на Урале протянулся с севера на юг примерно на 800 км. Самые северные памятники обнаружены на реках Колве и Вишере, самые южные — на Белой. Глядя на карту, можно видеть два основных района дислокации писаниц — на восточном склоне Среднего Урала по рекам Тагил, Нейва, Режа и Исеть и на западном склоне Южного Урала — по рекам Ай и Юрюзань. Больше всего наскальных изображений открыто сейчас на реке Тагил — 19. Рисунки наносились на различные горные породы, выходы которых характерны для того или иного района Урала. По берегам рек западного склона чаще встречаются скалы из известняков, а на восточном — из гранитов, габбро или диоритов, а также гнейсов или сланцев. Фигуры делались на вертикальных или наклонных скальных стенах, в то время как в других регионах, например в Карелии или Швеции, для этого использовались горизонтальные поверхности. Для своих изображений древние «художники» выбирали ровные места, которые обязательно должны были находиться под навесом либо иметь отрицательный наклон. Это делалось для предохранения фигур от разрушительного воздействия атмосферных осадков. Интересно, что выбиралась не всякая ровная плоскость, а в первую очередь та, которую покрывал светлый натек. В этом заметно стремление усилить контрастность изображений, выделить их из сероватого фона скалы. Высота скал, на которых обнаружены древние изображения, различна: от нескольких метров до сотни. В размещении фигур в пространстве скалы видны определенные закономерности. На Южном Урале они находятся в основном невысоко над землей. Но есть и исключения, когда рисунки наносились высоко на стены, отвесно обрывающиеся в воду.

1280px-AKUR_1

Почти все писаницы выполнены на фасадных частях скал, обращенных к реке, а многие панно напоминают своего рода алтарные части храмов. На некоторых скалах отдельные блоки полностью закрашены краской, как, например, на Змиевом камне или Сокольинских утесах. Большая часть фигур доступна для обзора любого стоящего перед скалой. Наиболее яркие изображения, расположенные на значительной высоте, видны не только с реки, но и с противоположного берега, как в случае с верхней группой Зенковской скалы. Отдельные писаницы можно охватить взглядом с одного места, в других случаях для знакомства со всем ансамблем росписей нужно перемещаться подчас на десятки метров.

Что изображено на скалах?

0_d74cd_c5a54472_orig - копия

Все нарисованные фигуры можно объединить в четыре большие группы: животные, человекообразные существа, различные геометрические изображения или знаки и, наконец, неопределенные изобразительные мотивы. Конечно, это самый общий уровень классификации рисунков, и группы включают достаточно разнородные воспроизведения. Скажем, группа животных состоит из рисунков зверей и птиц. А вот рыбы или насекомые в репертуаре наскальных образов практически не отмечены или спорны.

Почти все фигуры птиц и зверей выполнены в профиль: вероятно, так легче было показать наиболее характерные черты того или иного вида. Изображения выполнялись по-разному: силуэтом, когда туловище полностью заливалось краской; контуром, то есть когда корпус обводился одной линией, и в так называемом «скелетном», или «рентгеновском», стиле, подразумевающем показ ребер и/или жизненно важных органов живых существ — сердца, печени, легких. Как правило, образы создавались красочной линией шириной 1-1,5 см. Напрашивается вывод, что рисунки выполнялись просто пальцем. Но известны и широкие полосы: до 4-5 см, которые, может быть, наносились каким-то инструментом — щепой или кистью.

Среди зверей преобладают копытные: лоси, олени и косули. Интересно, что рисунки копытных имеют достаточно четкое распределение в пространстве: косули изображены почти исключительно на Южном Урале, а лоси и олени — на Среднем и Северном. Это полностью совпадает с территориями, где данные виды животных преобладают и сегодня. Кроме копытных известны рисунки медведя: четыре на тагильских скалах, по одному на реках Уфа и Юрюзань.

Помимо зверей на скалах многочисленные рисунки птиц, главным образом водоплавающих. Чаще всего рисовали уток, которым присущи утяжеленный корпус и короткая шея. Птицы с длинной шеей, имеющие иное отношение этой части и корпуса, распознаются как гуси. Менее уверенно можно говорить о воспроизведении лебедей.

Довольно разнообразны антропоморфные или человекообразные существа. Почти все они изображались в фас. Туловище рисовалось одной линией, реже силуэтом или контуром, иногда показывались ребра. Голова бывает округлой или раздвоенной — когда от линии шеи в стороны вверх отходят два отрезка. Немногочисленны персонажи с многолучевыми головными уборами, а также с головой в виде ромба. У многих показан хвост или пенис, иногда и то и другое. Руки очень часто согнуты в локтях и опущены на пояс или бедра: такие изображения называют фертообразными из-за их сходства с буквой «ф». Ноги у абсолютного большинства фигур изображены полусогнутыми, что придает этим существам динамику движения, пляски.

Солнце — тора, дьявол — куль

img_211b

О странных начертаниях на скалах по берегам уральских рек известно с конца XVII века: в одном из документов этого времени упоминается Писаный Камень на реке Вишере как пограничная скала между русскими и вогульскими рыболовными угодьями. С начала XVIII века получает известность другой Писаный Камень — на реке Ирбит, вероятно вследствие своей близости к знаменитой Ирбитской ярмарке. К концу XIX столетия насчитывалось уже около двух десятков пунктов с древними изображениями. Сведения о них собирались стрельцами и писарями, пленным шведским офицером, придворным историком, путешественниками, учеными-натуралистами, работниками заводов и многими другими. Здесь выделяется главный кассир нижнетагильского завода Д. П. Шорин. Кроме описания пунктов и неплохих копий рисунков по Тагилу Дмитрий Петрович попытался расшифровать древние изображения: «Хотя нам ничего неизвестно о вере и обычаях Чуди, но о зырянах, пермяках и вогулах, оказывающихся перед лицом историка наследниками полумифического народа, есть сведения, несколько разъясняющие мифы. Так, в конце XIV века св. Стефан, уроженец города Устюга, проповедуя слово Божие соседним с его родиной пермякам и зырянам, говорившим одним наречием, нашел, что они состоят в грубом язычестве — поклоняются солнцу, огню, воде, камням, животным и старым деревьям, на которыя навешивали с молитвою меха и другие жертвы… Ученому же путешественнику Георги, в 1773 году посетившему на Чусовой деревни Копчик и Бабенки, населенные вогулами, удалось собрать много интересных сведений об образе их жизни, обычаях, вере, жертвоприношениях еще до крещения их. Бога, управляющего миром и живущего на солнце, они называли Тором, а дьявола — Кулем. Всякий глава семейства сам совершает богослужение. С наступлением весны, празднуя новолетие, они приносят в жертву красного зверя или домашний скот, причем с убитого животного снимается шкура, мясо, обрезанное с костей, варится с головой и внутренностями и пожирается, кости вместе с кожею зарываются в землю, а мозг с прибавкою сала, положенный на дощечку, помещается на особый столб за столом и зажигается, причем молятся, кланяясь в землю».

AKUR11

С образованием на Урале Общества любителей естествознания (УОЛЕ) происходит качественный перелом в изучении древностей Уральского края, включая и наскальные рисунки. Уже в 1877 году В. М. Малахов, внук знаменитого архитектора, в числе других памятников археологии Пермской губернии приводит длинный перечень писаниц на Урале с их краткой характеристикой: «Надписи на утесах красною краскою, принадлежащие к ляпидарным, иероглифическим. Они состоят: из вертикальных черт, прямолинейных, прерывающихся, угловатых и решеток. Памятники эти находятся по берегам рек, служивших древним обитателям главными путями сообщения. Так, мы находим их по рекам: Каме, Чусовой, Вишере, Туре, Тагилу, Салде, Исети и др.».

В конце XIX века УОЛЕ предпринимает попытку создания альбома зарисовок фигур «чюдского письма», как называли уральские писаницы в то время, для чего приглашается художник Андрей Андреевич Шереметьевский. В начале XX известному археологу В. Я. Толмачеву поручают сбор материалов, касающихся всех известных к тому времени наскальных изображений.

Несмотря на предпринимавшиеся усилия, результаты этих работ так и не были полностью опубликованы; появлялись лишь перечисления отдельных писаниц в списках археологических памятников Пермской губернии да неполные зарисовки некоторых фигур и композиций. Лишь во второй половине XX столетия, благодаря работам российского археолога и этнографа В. Н. Чернецова, появился замечательный труд, в котором анализировались и обобщались все известные к тому времени сведения о наскальных изображениях Урала.

По следам жертвоприношений

39325_640

Анализ уральских наскальных рисунков позволил В. Н. Чернецову выделить несколько сюжетных групп, или сюжетов с различными вариантами, отражавшими, по его мнению, в виде «графических формул» определенные темы в «комплексе некогда проводившихся обрядов и действий». Всего было выделено три основных сюжета. В первом главным изображением является копытное, во втором птица, а в третьем «условно-антропоморфные и антропозооморфные» фигуры. Еще два сюжета были намечены: изображения птиц в геральдической позе и медведь.

Писаницы Валерий Николаевич датировал следующим образом: первоначально, на основании сходства рисунков на скалах и орнаментах на глиняных сосудах, нижнюю границу изобразительной традиции он определял III-II тыс. до н. э. Впоследствии, после обращения к гравировкам на костяных орудиях и оружии из торфяников, этот рубеж был сдвинут до неолита или даже позднего мезолита.

Территория распространения писаниц совпадает с проживавшими здесь до прихода русских манси. Об этом говорят как письменные источники, так и ономастические данные. В частности, в долинах рек с писаницами имеются топонимы и гидронимы «вогулка», а вогулами русские называли манси. Помимо этого исследователь нашел множество совпадений между рисунками на скалах, с одной стороны, и различными изображениями в традиционном искусстве манси — в орнаментах на различных материалах, бытовых рисунках, татуировках, тамгах, изображениях на священных предметах, затесах и рисунках на деревьях, в том числе и на священных местах, — с другой. Это позволило Валерию Николаевичу высказать мнение, что традиция нанесения рисунков на скалы была связана «хотя бы на поздних этапах» с угорским населением и, конкретно, с предками манси.

LKtfDPF6Dpw

Сопоставляя рисунки на скалах и традиционное искусство обских угров — хантов и манси, их обрядово-ритуальную практику, данные фольклора, Чернецов пришел к следующим выводам. Следы жертвоприношений на вершинах и возле скал с рисунками подсказали, что здесь проводились какие-то обряды. В целом они были, вероятно, схожи, так как почти все скалы с рисунками обращены к югу, много общего и в самих рисунках. Объяснить их содержание помогло изучение традиционного искусства хантов и манси, а также пережитков их древних обычаев и обрядов. В результате этих исследований В. Н. Чернецов смог высказать несколько основных идей. Согласно его представлениям, писаницы отражают «коллективность мероприятий в области быта, промысла и культа». Второй особенностью писаниц он считал календарность связанных с ними обрядов, на что указывают ориентировка скал с рисунками, наличие в композициях солярных и небесных символов и определенные параллели в сезонных обрядах обских угров.

В заключение еще раз скажем, что писаницы и участки возле них (над ними) были священными местами, что подтверждают и археологические раскопки. Сама же скала выступала мифологической священной горой, прорывом в сакральное, связующим звеном в вертикальной структуре мира.

Автор:

Владимир ШИРОКОВ