Загадки и тайны озера Иткуль

117-3

Озеро расположено на севере Челябинской области недалеко от города Верхний Уфалей. Иткуль это не только одно из красивейших мест Южного Урала, но и одно из самых таинственных озер. Известность озеро обрело благодаря главной достопримечательности – скальному останцу под названием Шайтан-камень, одиноко возвышающемуся над водной гладью почти на 10 метров. С ним связано множество легенд  и мифов, некоторые из которых своими корнями уходят в глубокую древность. Согласно башкирской легенде близ камня скрывается злой дух по имени Аждаха в образе гигантского змея…

Но не только любителям мифов будет интересно посетить окрестности озера. По берегам Иткуля археологи нашли артефакты существовавшего здесь несколько тысячелетий назад крупного этноса, распространившегося впоследствии по всему Уральскому хребту.

Топонимика и Этимология

иткуль

Принято считать, что с башкирского Итукуль переводится как «Мясное озеро», вроде бы этимология слова соотносит название с мясом. О том, почему озеро прозвали мясным, в свое время упомянул П.П. Бажов в своих «Демидовских кафтанах»:

«А Иткуль-озеро на высоком местичке пришлось. Берега — песок да камень, сухим-сухохоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стеклышко — все камни на дне сосчитай. Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали. Дно, вишь, песок-мясника, к нему этак отливает. Оттого будто озеро Иткулем и прозывается. По-башкирски говядину зовут ит, а куль — по-ихнему озеро, вот и вышло мясно озеро — Иткуль». По другой легенде озеро получило «мясное название» исключительно благодаря действиям администрации демидовских заводов, которые хотели прогнать башкир с обжитых мест и чтобы сделать их жизнь невозможной по берегам озера, с лодок в воду бросали туши и требуху от убитых свиней.

1458817507127957242

Впрочем, есть и другие версии, например, что раньше название озеро звучало Ыйыккуль, что в переводе означает «Священное озеро». Стоит отметить, что эта версия имеет вполне серьезное обоснование. На берегах озера Иткуль расположись две деревни — Иткуль и Даутова. Причем, Иткулем деревня стала называться относительно недавно, старожилы порой по старой памяти до сих пор называют свою деревню Ыйыккуль. Ну и по четвертой версии свое название озеро берет от тюркского мужского имени Иткол (Этҡол), некогда оно было широко распространено среди башкир. Возможно, что в честь какого-то выдающегося Иткола и было названо целое озеро.

Впрочем, узнать какая из легенд истинная вряд ли когда-либо представится возможным, но каждая вполне может оказаться былью.

Древние корни старой легенды

Озеро Иткуль издревле привлекало к своим берегам людей. Археологами были обнаружены памятники, следы различных эпох: от неолита до раннего железного века. Обилие артефактов позволило ученым достаточно точно реконструировать образ жизни древних иткульцев. Помимо жилищ на ряде иткульских поселений были обнаружены следы существования производственных площадок, предназначенных для металлообработки. Сырье (окисленные и сульфидные руды) поступало стабильно, поскольку поселения располагались в полосе рудных месторождений. Иткульские кузнецы не только плавили металл, но и изготовляли различного рода изделия.

med_gallery_39_227_131561

При этом для плавки металла использовались горны различных конструкций, в том числе с искусственным поддувалом, что для тех было  некой инновацией.

img7

В технологии металлообработки основным приемом было литье с последующей кузнечной доработкой. На месте древнего городища, расположенного недалеко от берега, археологи нашли следы от трех десятков металлургических печей, причем, сразу на одном месте, а также кучу шлака, необработанной руды, тигли и литейные формы. Все это говорит о том, что уже в те времена Южный Урал был краем тяжелой металлургии.

14496_2d3d46383a3b3e3f35343838-113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-12-3-267

Кстати, культовые артефакты, которые использовали шаманы — птицевидные идолы, образ которых стал неким символом древних обитателей Уральских гор родом из Иткульских поселений. Помимо птицеидолов иткульские кузнецы изготавливали и бронзовое оружие. В процессе изысканий археологи установили, что образцы древнего вооружения  иткульцев схожи с оружием степных кочевников южных районов Урала. В свою очередь в местах поселения иткульцев в огромных количествах были обнаружены останки лошадей, что необычно для людей, обитавших на среднем Урале. Подобная круговерть находок подтолкнула исследователей на мысль о том, что среди древних племен велась активная торговля. Так что будет уместным сказать, что когда-то окрестности озера были настоящим экономическим центром региона, где сошлись потоки товаров с юга и с севера.

Обилие находок и развитая система внутри общественного устройства, позже распространившееся по региону, дало возможность обособить иткульскую общность в самостоятельную культуру раннего железного века (7 — 3 век до н. э.). Название культуры дано К.В. Сальниковым первым из археологов исследовавшим городище на берегу Иткуля. Масштабы поселений  иткульцев были обширны. Основная часть памятников располагается вдоль восточного склона Уральских гор, от верховий реки Реж до озера Чебаркуль. Восточная граница их распространения проходит примерно по устью реки Синары. На сегодняшний день известны городища, неукрепленные поселения и святилища древних металлургов.

До сих пор остается загадкой куда исчезли иткульцы. Просуществовав несколько столетий и достигнув определенных высот в развитии, жители древней культуры будто бы испарились, причем, по всем своим территориям. Обжитые городища были брошены, печи затушены, все работы были прекращены, даже рудные копи и те были брошены. Что заставило древних сняться с родных мест и отправиться искать счастье в других землях и по сей день остается загадкой.

Шайтан-камень: легенда о камне злых духов и пристанище Аждаха

ozero-itkul-2

Южный берег Иткуля в основном обрывист, причем, местами обрывы достаточно высокие. Как раз напротив одного из таких обрывистых участков в воде стоит одинокая скала, называемая «Шайтан-камень» (с тюркского шайтан — «злой дух», «чёрт»). Скорее всего, скала получило название связанное со злым духом по той причине, что близ нее часто гибли люди, отправившиеся вплавь к таинственному камню. К сожалению, но и в наши дни печальные известия об очередной трагедии ежегодно приходят с озера Иткуль, причем, по данным неофициальной статистики чаще всего тонут люди именно близ Шайтан-камня. Частые случаи гибели людей на воде породили уже современную легенду о том, что акватория близ скалы наполнена червями-паразитами под названием «Конский волос».

1193262

В интернете можно встретить рассказ одного из купальщиков на озере Иткуль кому чудом удалось спастись. Суть этой истории заключается в том, что во время купания близ Шайтан-камня мужчина почувствовал резкую боль сравнимую с тем, как будто бы сквозь него пропустили тонкий шнур, после чего его тело сковала судорога, но доплыть к берегу ему все же удалось. Несмотря на колорит этой истории вряд ли она имела место быть в реальности, по той лишь причине, что «Конский волос» не опасен для человека, его жертвами являются исключительно насекомые.

6adec53430615f96e2c2f63d7cbd9251

Изучая легенды местных башкир можно встретить достаточно интересные истории о том, как люди поклонялись камню. По словам старожил деревни Иткуль их предки в свою молодость были частыми свидетелями проводимого старейшинами обряда, суть которого заключалась в следующем: если лето дождливо и небо затянуто тучами, надо на Шайтан-камне зарезать белого барана — и откроется солнце; Если же засуха и нужно выпросить дождь, там же следует зарезать черного барана. Обращая внимание на тот факт, что среди башкирского населения достаточно часто встречаются обряды с жертвоприношениями, обращенные духам гор, лесов и рек, то в принципе этой легенде можно верить.

Другой не менее интересной легендой, отчасти взаимосвязанной с жертвоприношениями, является страшилка о том, что близ скалы, где-то в подводной пещере, обитает злой дух по имени Аждаха.

1356985965923

Аждаха (башк. Аждаһа) — персонаж башкирской мифологии, злой демон в форме чудовищного змея. Своими корнями восходит к иранскому Ажи-Дахака. В большинстве случаев изображается как многоголовый исполинский змей с огнедышащей пастью. В народных сказках может быть 3, 5, 7, 9 и 12-ти главым. По представлениям башкир, в аждаха превращается обыкновенная змея, дожившая до ста лет, прожив еще девятьсот  она становится демоном по имени Юха. Аждаха, как и все мифические существа, может явиться в разных образах, например, в образе красивой женщины. Например, в башкирских преданиях девушка-аждаха выходит замуж за хана, впоследствии её разоблачившего. Обитает злой дух в реках, озёрах, на болотах.  Для того, чтобы получить одобрение злого духа на пользование водой из источника, по легендам, люди обязаны были принести ему в жертву девушку.

Кстати, об аналогичной пещере, связанной с другим легендарным змеем – Великим Полозом, писал в своих сказах Павел Бажов:

«Дедко Филин тогда и говорит:

— Приметку надежную скажу. Побегай, погляди по озерам и увидишь, — в одном посередке камень тычком стоит вроде горки. С одной стороны сосны есть, а с трех — голым-голо, как стены выложены. Вот это место и есть. Кто с золотом доберется до этого камня, тому ход откроется вниз, под озеро. Тут уж Полозу не взять.» (П.П. Бажов. «Золотой волос»).

444-poloz-Mosin_013

Удивительно, но спустя полвека после публикации легенда нашла свое подтверждение. В семидесятых годах на берегу озера, недалеко от таинственной скалы, построили насосную станцию. Основная задача станции – откачивать воду из озера для наполнения других рек. В один момент воды откачали столько, что уровень в озере упал на 2,5 метра  и вот тогда под Шайтан-камнем была обнаружена пещера. Ну чем не логово злого духа Аждаха из народного эпоса.

c555171a-c539-4ae1-a211-517d4f5d0b93

Тема гигантского полоза, якобы обитающего в этих краях, была популярна среди путешественников-натуралистов в XIX веке. Конкретно для изучения возможного существования здесь гигантского змея приезжал известный в свое время натуралист-зоолог Л. П. Сабанеев. Конечно же, как мы уже понимаем, добыть доказательства правдивости этой легенды ему не удалось, но о Полозе натуралист записал следующее: «На Иткуле, кажется, и сейчас живет один Полоз, как говорили мне воскресенцы и иткульские башкиры. Из всех рассказов относительно образа жизни Полоза можно заключить, что он постоянно живет в болотах, у озера и нередко плавает по воде, оставляя в мелких местах след своего туловища». Впрочем, тема о Полозе заслуживает отдельной обзорной статьи, где можно будет рассказать обо всех материалах добытых исследователях в погоне за легендарным змеем.

Вот такие интересные легенды окружают одиноко стоящую в воде каменную скалу с таинственным именем – Шайтан.

В завершении нужно сказать, что Иткуль это не просто одно из озер среди сотен других на территории Южного Урала, здесь все пропитано мистикой, легендами и историей.  И кто знает какие еще тайны Иткуль откроет будущим исследователям его загадок и мифов.

 

Автор: ЛЮБУШКИН Андрей

«Таинственный Урал»