Зловещие идолы Екатеринбурга

0_afa0b_1e6bdaae_XL

В Екатеринбурге много парков, аллей и прочих уголков зелени, но среди многообразия буйной растительности особняком выделяется парк Лесоводов. Во-первых, он расположен в отдаленном районе города, во-вторых, парк украшают не совсем обычные скульптуры. Как и в остальных парках, по всей нашей Необъятной, изваяния Екатеринбургского лесопарка созданы по мотивам мифов и легенд, но в отличие от большинства сюжетных линий, где превалируют герои народных сказок, Екатеринбургские идолы созданы на основе славянской мифологии, причем, в особом «видении художника».

О том, что лесопарк на Сибирском тракте украшают странные скульптуры, пугающего вида и необычной формы, знают многие из жителей столицы Урала, но далеко не все знают об истории создания этих фигур и о том, кто был автором этого «творения».

Арт-хаус из коммуны.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Автором скульптур  в парке был свердловский поэт, художник и яркий представитель уральского андеграунда 80-ых годов — Валерий Гаврилов. Судя по описаниям современников, персона принадлежала к свердловскому андеграунду середины 80-х годов, более подробная информация о художнике содержится в книге «Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы» автора В. Кальпиди, где опубликована биографическая статья А.Бурштейна под названием «Валера Гаврилов». Из статьи стало известно, что автор вел «богемный» образ жизни, много пил, периодически лечился в психиатрических лечебницах, имел 7 детей и был женат на девушке по имени Зинаида, считался активным участником «уктусской школы», помимо живописи он занимался поэзий. Выставлялся на знаменитой выставке «Сурикова 31» (первая бесцензурная выставка в Свердловске) и, говорят, его работы произвели фурор. По воспоминаниям современников Гаврилов увлекался мистикой и эзотерикой, при этом балансируя на грани между гениальностью и сумасшествием.

634979

Бурштейн отмечает, что Гаврилов был мастером резьбы по дереву и для облагораживания Свердловска ему были заказаны деревянные скульптуры на тему истории и мифологии Урала. Художник делал их практически за еду и мимоходом. Со своей задачей автор справился, но крайне специфически. Дело в том, что свое вдохновение при создании скульптур Гаврилов черпал из алкогольно-бессознательных видений. Как вспоминали современники «по тусовке», на момент создания скульптур он окончательно потерял рассудок, а его внутренний мир был переполнен «бесами», о которых он рассказывал своим друзьям. В итоге на свет явилось отображение его мировосприятия, причем, не в образе ставших традиционными чертей и прочих леших, а в образе настоящих демонов, то какими в своей голове их видел автор.

Создав более 350 живописных работ, 1000 фотографических, 150 деревянных скульптур, в 34 года В. Гаврилов скончался.

Многие кто видел «демонов лесопарка» рассказывали о том, что от скульптур остается двоякое впечатление, созданы они безусловно талантливо, но вот зловещие образы оставляют неприятный осадок, где-то в глубине души.

Загадочные идолы.

idoli-sib-trakta-4

Удивительные скульптуры появились в парке в середине 80-х. Многие из жителей Екатеринбурга лично видели эти загадочные скульптуры и, причем, не один раз. Расположились идолы вблизи с главным входом, по правой стороне на заросшей опушке. Но из-за того, что не все скульптуры сохранились  сейчас сложно уловить композицию и какую-то линию «сюжета», среди истуканов. Стоит понимать, что лесопарк на Сибирском тракте это не самое популярное место в городе, поэтому летом дорожки и опушки зарастают и отыскать идолы становится достаточно сложно, но это позволяет почувствовать себя настоящим исследователем… Современник художника Владимир Тхоржевский, друг и участник «богемной тусовки» в Свердловске конца эпохи Советов, так охарактеризовал творчество Гаврилова: «Страдальца обступает мир бесов. Но это не легкий юмористический мирок русско-украинских деревенских чертей. Нет — это демономания, вампиризм, сатанизм в едином ряду с Босхом, Дюрером, Гойей, Дали. Последний, как и все направление сюрреализма, для Гаврилова был органичным, а не модным веяньем, как для нынешних  производителей».

0_afa0a_a313646b_XL

Действительно, сюрреалистических демонов в лесопарке хватает с избытком. Образы, в которые заложены  явно положительные коннотации, не привносят успокоения. Даже поющие персонажи с музыкальными инструментами в руках предстают кричащими, с искаженными от боли лицами. Напряжение сохраняется за счет особо тщательной проработки мимических  элементов, восприятие которых дополняет потрескавшаяся деревянная фактура. Казалось бы скульптура обаятельной девушки с длинной косой, но присмотревшись понимаем, что перед нами… темная богиня Мара, сжимающая в руках серп, которым она подрезает нити жизней. Кстати, некоторые из скульптур настолько правдоподобно представляют собой древние тотемы, что человек на их фоне выглядит хрупкой игрушкой.

idoli-sib-trakta-5

idoli-sib-trakta-6

К сожалению, не все идолы можно расшифровать, слишком уж глубоко зашифровал смысл своих работ художник Гаврилов. Мифология Урала, с примесью доли славянских мифов, оказалась зашифрована не в однотипных изваяниях, все работы реализованы в удивительных образах, родившиеся из алкогольно-бессознательных видений мастера.

0_afa07_b9c27f31_XL

К сожалению, в лесопарке нет никакой таблички с информацией о В.Ф. Гаврилове…

Автор: ЛЮБУШКИН А. «Таинственный Урал»