Как жили древние Арии…

5353005

Как люди Аркаима совершали культовые обряды, как относились к загробному миру и что объединяло аркаимцев с «предприимчивыми дачниками» нашего времени?

Вода, которая пожирает огонь

Общественную среду, в которой жил аркаимский человек, вероятно, нельзя соотносить с первобытностью, с ее коллективным производством, распределением и потреблением, а также отсутствием какой-либо эксплуатации. Однако нет у аркаимцев и сложившихся классовых структур.

2015-12-09_195912

Их комплексное хозяйство, рационально и гармонично вписанное в природную среду, безусловно, обеспечивало получение прибавочного общественного продукта. Изобилие продуктов питания давало возможность отдельным членам коллектива либо целым группам людей «выпасть» из производственной сферы и посвятить себя служению культу или военному ремеслу. Отправление обрядов требовало уйму времени и усилий многих людей. Во что обходилась культовая практика, можно судить по обилию костей жертвенных животных, которые археологи находят на раскопках погребений. В любом детском и подростковом захоронении есть остатки одного-двух баранов или телят. В погребениях взрослых чаще всего встречаются скелеты лошадей и (иногда до десяти и более) крупного и мелкого рогатого скота. В каждую могильную яму непременно помещали сосуды с пищей. Уже после захоронения во время поминальных обрядов глиняные сосуды с едой ставили у края могилы, вырывая для них небольшие ямки. Значительное количество мясных, растительных и молочных продуктов тратилось во время строительных культовых обрядов. Остатки их археологи называют «строительными жертвами».

Интересны обряды, связанные с божеством воды и огня. В целом ряде домов на дне колодцев обнаружены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров. Кости помещены в колодцы преднамеренно: челюсти расположены по кругу вдоль стенок колодца и закреплены вбитыми в грунт березовыми колышками. Рядом с колодцами находились металлургические печи. При этом поддувало печей было связано с колодцем с помощью специального воздуходувного канала, устроенного в фунте.

2-093

Эксперимент, проведенный здесь же, в полевых условиях, показал, что печь, совмещенная с колодцем, способна давать температуру, необходимую не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды.

Жертвенники на дне колодцев и столь оригинальные конструкции металлургических печей производят сильное впечатление. Трудно поверить, но весь комплекс как бы наглядно иллюстрировал в форме «натурального макета» древнейший миф о рождении бога огня. Знаменитый и широко распространенный у индоевропейцев миф свидетельствует, что Агни родился из воды. Воды темной и таинственной.

На дно колодца в ледяную воду помещали почетные жертвоприношения божеству Воды. Благодаря воде и колодцу в печи возникает тяга, которая не просто раздувает огонь, а родит бога огня Агни, который плавит металл!

Начало власти

631

По содержанию грунтовой забутовки на отдельных участках стены и некоторым отличиям в технических приемах (например, размер и форма земляных блоков и «кирпичей») совершенно очевидно, что стены строились не каким-то одним выбранным или назначенным количеством мастеров по всему периметру от начала и до конца. Каждый отрезок стены, примыкающий к дому, строился жителями этого дома. Точно так же «узким семейным коллективом» строился внутренний ливневый ров, а следовательно, и участок круговой улицы с деревянной мостовой. Разбирая план поселения, интересно наблюдать, как хозяин того или иного дома старался выкроить себе больший участок в ущерб ширине общественной улицы, словно изворотливый дачник нашего времени.

В процессе раскопок легко улавливаются некоторые технические особенности не только отдельных домов, но и в целом каждого отдельного сектора. Все это приводит к убеждению, что в строительных работах на Аркаиме в качестве самой нижней (археологически фиксируемой) исполнительной ячейки выступает большесемейная община, будущая «хозяйка» сооружаемого дома. Объединение большесемейных общин полностью отвечало за строительство и, вероятно, за поддержание порядка круговой улицы и всего комплекса.

Яркая индивидуальность строительной деятельности на уровне общин должна была проходить на фоне централизованных требований к выполнению сложного архитектурного замысла. Планировочная схема Аркаима, вероятно, создавалась и уточнялась многими поколениями людей — служителями культов, которые наблюдали за движением небесных светил и определяли основные реперы так называемой пригоризонтной астрономии. Архитектурная реализация выявленных астрономических направлений, соблюдение обязательных для всего комплекса технических норм и правил — все это требовало централизации власти.

Учитывая это, можно предположить, что в аркаимском обществе только начался процесс классообразования. Здесь впервые появились возможности перераспределения средств существования (их излишков) через обмен и общественное разделение труда. Аркаим был именно тем центром, на базе которого концентрировался и перераспределялся натуральный прибавочный продукт, организовалась жизнедеятельность всего социально-хозяйственного и культурного организма.

Иной мир

2

Аркаимцы хоронили покойников в скорченном положении на левом или правом боку. Ориентация погребенных разнообразна. Вместе с умершим закапывали вещи, в основном бытового, но иногда и ритуального обихода, что неопровержимо указывает на существование у древних представлений об ином», но подобном земному мире, ожидающем нас после смерти. В состав погребального инвентаря обязательно входят керамические сосуды, а также изделия из бронзы (ножи, шилья, топоры-тесла, предметы вооружения), костяные и каменные наконечники стрел, гарпуны и другие поделки из кости и камня, украшения. К сожалению, большинство могильных ям аркаимского некрополя еще в древности ограблено.

640x640_OsSqkSPuT7c5AXg4sA5fYQWnVlTK0veo

Увы, могилы грабили и на заре человечества. В те времена грабителей интересовали прежде всего изделия из бронзы. Могильные ямы представляют собой сложные архитектурные сооружения с полыми камерами. К моменту ограбления несущие конструкции ям, как правило, еще держатся и грабители орудуют в полом пространстве. Но ограблению никогда не подвергались недавно погребенные трупы, а только уже разложившиеся или находящиеся на последних стадиях разложения, когда кости скелета еще частично скреплены связками. Поскольку эта закономерность наблюдается на огромных территориях и длительное время, нет никакой возможности приписать ограбление могил только чужаками. Могилы грабились местными людьми, может быть, даже родственниками покойника.

B5W9eqTeRGQ

Вероятно, индоевропейцы придавали особое значение разложению мягких тканей трупов, увязывая с этим свой страх перед «остаточной телесностью» мертвых, и представления о каких-то циклах загробного существования. Но, по-видимому, и после разложения трупов в ямах аркаимских некрополей сохранялась какая-то доля той отрицательной энергии, которую древние индоевропейцы связывали с «остаточной телесностью» мертвых; поэтому между мертвецами и грабителями зачастую завязывались настоящие «сражения», после которых оставались разбросанные во все стороны кости и керамика.

Источник: Г. Зданович, А. Кедров, 18.03.2014. «Сборник «Врата Рифея»