КАРАБЕРДИНСКИЙ ГЕОГЛИФ

24

В прошлом году на страницах сразу нескольких Интернет-форумов появилась новость о том, что в Оренбургской области был обнаружен загадочный объект, похожий на древней культовый памятник. Находка была замечена при изучении спутниковых снимков окрестностей села Троицкое, в районе урочища Караберда. Современные он-лайн сервисы позволят в достаточно хорошем качестве разглядеть даже сравнительно небольшие особенности рельефа местности и вот одному из пользователей такого сервиса посчастливилось зацепиться взглядом за гигантский рисунок, который значительным образом выделялся на фоне окрестных пейзажей. Сложное антропоморфно-абстрактное изображение внешне напоминало один из видов культовых памятников древности называемых в научной литературе геоглифами.
Нужно отметить, что в 2011 году на территории Челябинской области уже прогремела сенсационная находка подобного исторического объекта: геоглиф «Лось» был обнаружен на склоне горы Зюраткуль, так что находка в Карабердах не могла не заинтересовать…

Загадочный рисунок был обнаружен в Тюльганском районе, близ села Троицкое, что на границе с соседней Башкирией. Недалеко от места расположения гигантского рисунка находится урочище Караберда, в свое время это был средней руки поселок, но сейчас территория полностью освоена дачниками. Так что можно сказать, что гигантский рисунок находится в относительно населенном месте, но почему же в таком случае о нем никто не сообщал ранее – вопрос, который озадачил с самого начала изысканий.

15140486_m

Итак, обнаруженный рисунок имеет достаточно внушительные размеры: в ширину – 36, а в длину около 37 метров. Фигура выложена (нарисована) четко, линии прямые и без обрыва или ненужных загибов, что позволяет судить о координации действий определенным «наблюдателем». Суть рисунка определить достаточно сложно, так как взаимосвязи с типовыми группами изображений определенных живых существ или обряда в данном случае не прослеживается. Также стоит отметить, что данный район не был обозначен в археологических источниках, как некий культурный центр или обитель  некой древней цивилизацией. Аналогов данному рисунку по схожести исполнения также не было обнаружено ни в Оренбургской области, ни где-либо еще. Все попытки идентифицировать изображение не привели к какому-либо однозначному результату. Кроме того, что в рисунке улавливается некий «тюркский мотив» никакой конкретики выяснить не удалось. В поисках ответа было решено обратиться к источникам, рассказывающим об исследовании аналогичных объектов. Так как сами по себе геоглифы изучены достаточно хорошо, то и данные по ним найти можно без особого труда.

=

Геоглиф — нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример — геоглифы Наски). Существует несколько способов создания геоглифов: путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора, путём насыпания щебня там, где должна пройти линия узора, путём высаживания деревьев, формирующих необходимый рисунок. К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и в наши дни.

=

spider

Эталоном среди древних геоглифов можно назвать уникальный историко-культовый комплекс в районе плато Наска, расположенного в Южной Америке, там же находятся и другие, но менее известные геоглифы. Размеры и точность рисунков удивляют и по сей день, при этом официальная наука не может  точно объяснить с какой целью древние создавали эти произведения искусства. На данный момент превалирует версия о культовом  значении рисунков, основной задачей которых являлось донесение неких посланий к богам, видимо, древние считали, что рисунки понравятся обитателем верхних миров и те одарят их определенными благами.

i (3)

Известны геоглифы и на территории Евразии, к примеру, в Британии – Уффингтонская лошадь.  Возможно, что когда-то зеленые холмы сурового острова покрывали множество аналогичных рисунков, но до наших дней, к сожалению, сохранилась лишь эта одинокая лошадь. Суть композиции и раскрыть замысел художника, разумеется, определить нельзя, впрочем, специалисты считают, что как и в случае с Перуанскими рисунками английский геоглиф также ориентирован на культовое значение. Поражающий взгляд объект, в древности  мог считаться чем-то вроде «чуда» – объектом исключительного значения и высокой важности.

0f0d2935cbbd4d95a96a0e9ff62bb5ac_XL

В 2007 году ученые из NASA обнаружили странные узоры на плато Устюрт, находящееся в Тургайских степях Казахстана. Спутник сделал несколько фотоснимков гигантских геометрических узоров, заинтересовавших ученых. На основании полученных спутниковых снимков была снаряжена археологическая экспедиция, входе которой было установлено, что обнаруженные рисунки – древние геоглифы! Данная находка стала первой в истории Казахстана.

A historical Google Earth image from 2007, in this image it looks like the animal might have a tail. Image copyright 2012 Geoeye, copyright 2012 GIS Innovatsia, courtesy Google Earth.

Находка геоглифа «Лось» в 2011 году стала в один ряд с другими уникальными артефактами мирового значения. Итоги работ челябинского профессора археологии Григорьева С.А. подтвердили антропоморфное происхождение фигуры, несмотря на это в научном сообществе не утихает диспут о том: можно считать ли «Лося» древним артефактом или же мы имеем дело с новоделом.  Экспедиция археологов установила, что Геоглиф образован полосами искусственно выложенных камней, ширина полос от 3 до 5 метров.

i (2)

Камни частично скрепленны глиной, и в настоящее время прикрыты осадочным слоем земли толщиной до 25-50 см, датировка объекта представлена крайне широко и варьируется от от 8 тыс. лет до 8-3 тыс лет, по различным оценкам, т.е. относится к неолиту или энеолиту. Геоглиф расположен на площадке с небольшим наклоном, поэтому он видим с гребня хребта Зюраткуль. Геоглиф расположен «рогами» к озеру, «ногами» — к холму и, если стоять на хребте, то изображение животного будет видно правильно ориентированным. Вероятно, при создании объекта координация осуществлялась именно отсюда.

Без названия (1)

Но не только для древних было присуще желание создать нечто, что поражало бы воображение своих современников. Изготовление геоглифов популярно и в  наши дни. Современные геоглифы «украшают», например, многие склоны того же Перу, видимо, по исторической памяти люди продолжают славную традицию пращуров. Правда в наши дни суть перуанских геоглифов в основном сводится к различным слоганам, начиная от «Да здравствует Перу!» и заканчивая рекламой. В один год геоглифы обрели небывалую популярность в СССР, речь идет о 100-летнем юбилее В. И. Ленина. В 1970 году было создано много надписей из живых деревьев в честь дня рождения вождя мирового пролетариата.

701

В 2009 году недалеко от столицы Монголии Улан-Батора, на горном массиве Богдо, был создан огромный геоглиф с изображением головы Чингисхана.

Разумеется, что в наши дни геоглифы имеют более прозаичное значение, чем в во времена темных эпох, когда вера и надежда в милость богов мотивировали людей на колоссальные трудовые затраты и использование  без того достаточно скромных ресурсов. В наши дни геоглифы создают исключительно с целью желания выделиться из толпы, обозначив отдельно взятый участок местности как-то по-особенному.

Итак, ознакомившись с материалом по теме, можно предложить, что геоглифы популярное средство некой формы самовыражения, как в глубокой древности, так и в нашу бытность.  В старину геоглифы создавались в качестве культового объекта и не обязательно их стилистика придерживалась какой-то определенной морфы. Находки в Тургае подтверждают, что геоглифы могли быть выложены даже в форме какого-любо абстрактного узора. Основное отличие современного геоглифа от древнего кроется в цели его создания, а также в конечном потребителе данного творчества. Современные геоглифы создают там, откуда они будут видны всем, как правило, это высшая точка на местности с хорошим и прямым углом обзора и значительным трафиком близ данного объекта. Основная же цель древних изображений – культовая, скорее всего, пращуры считали, что боги увидят объект в любом варианте, а вот чем меньше зевак будут лицезреть на предмет культа тем больше шансов, что рисунок дольше сохраниться. Таким образом, цель создания геоглифа определяет его месторасположение.

В рассматриваемом нами случае, возможно, от того и не знали ученые о находке, потому как никто не видел рисунка. Стоит отметить, что окрестности расположения геоглифа – местность холмистая и сам рисунок выложен на склоне холма, но выложен он в том направлении, где его не видно ни из деревни, ни с дороги. Опираясь на данный факт, можно было заключить, что скрытность в расположении дает некий плюс в пользу древнего происхождения искомого объекта. В пору было собирать рюкзаки, точить лопаты, загружать в GPS-навигаторы спутниковые карты и отправляться в полномасштабную исследовательскую экспозицию на поиски уникального объекта.

Блуждая по Интернету в поисках дополнительной информации  об урочище Караберды,  в социальной сети Вконтакте была найдена группа посвященная фестивалю — «Архитектурные следы». Примечательно, что местом проведения фестиваля значились окрестности интересующего меня урочища. Оказалось, что в рамках данного сэйшена несколько десятков молодых архитекторов и прочие творческие личности решили каким-то особым и изысканным способом выразить свои архитектурные фантазии — создать уникальный арт-объект. В данной группе были опубликованы фото и видео материалы о том чем жил фестиваль и как проводили время его участники. Отдельно можно обозначить материалы о работе над тем самым арт-объектом, создать который озадачились «Архиследы».

d7SYt2-x9Fg

В одном из множества альбомов были обнаружены наброски будущего арт-объекта, участники творческой группы с говорящим названием «Иероглиф» создали больше двух десятков эскизов самых разных форм и размеров. Среди зарисовок нельзя было не обратить внимание на черновой набросок рисунка по контуру схожий с геоглифом, видимо, рисунок послужил план-схемой будущего арт-объекта!

ieroglif2

А еще в материалах группы можно ознакомиться с видеозарисовками веселой жизни и легкого быта собравшихся на фестивале. В одном из видеоклипов  был вмонтирован рабочий процесс изготовления того самого арт-геоглифа.

21

Так была раскрыта тайна Карабердинского геоглифа, имевшего все шансы стать очередной псевдонаучной сенсацией.

PS

52 16’35» 56 22’10 координаты объекта, если кому интересно, то можете сами без труда обнаружить данный арт-геоглиф.

 

Автор: ЛЮБУШКИН Андрей
«Таинственный Урал»