Легенды и мифы Алого поля

che7

Алое поле — самый известный парк в Челябинске, причем, популярностью он пользуется не только у отдыхающих, но и в большей степени среди политически активных горожан, которые собираются здесь на различные стачки, митинги и прочие акции уже более ста лет. Собственно и название «Алое поле» было придумано не на пустом месте, и не из каких-то романтических соображений. По версии советских историков в 1905 году на месте современного парка случилось жесткое столкновение тогдашних силовиков и участников, как бы сейчас сказали, несанкционированного митинга… жертвами которого стали десятки человек. В память о пролитой крови приказом горисполкома от 29 апреля 1920 года заложенный парк назвали Алым полем, а прилегающую к нему улицу Садово-Болотную — Красной.

Ярмарочная площадь

0_568d7_f5f81391_XL
Из книги «Дореволюционный Челябинск в открытках и фотографиях», Каменный пояс, 2007

Алое поле не всегда был парком отдыха, оазисом посреди душного города, чуть больше сотни лет назад здесь не росли деревья, не было церкви Александра невского – ничего из того, что ныне неразрывно связано с образом современного парка. В конце XIX века здесь находился пустырь,  на котором регулярно проводились ярмарки. Именно поэтому площадь называлась «Ярмарочной». В 1881 году начинается строительство часовни в память об императоре Александре II, а в 1907 году заложен первый камень будущего храма Александра Невского.  В связи с этим площадь получает название Александровская. Современное название «Алое поле» связано с революционными событиями 1905 года, когда на площади состоялась демонстрация рабочих, присоединившихся к всероссийской политической стачке.

Багровые реки Челябинска

Митинг на Алом поле, посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции, 1922 год; из фондов ОГАЧО
Митинг на Алом поле, посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции, 1922 год; из фондов ОГАЧО

В литературе советской эпохи название площади в центре Челябинска традиционно связывалось с революционными событиями 1905 года. По версии советских историков здесь произошло нечто, что можно сравнить чуть ли не с Кровавым воскресеньем. Казаки нагайками разогнали мирную демонстрацию трудящихся, городская площадь обагрилась алой кровью и с тех пор в народе это место стали называть Алым  полем. Современные краеведы считают, что эта история  является излишне  мифологизированной. На самом деле события разворачивались в значительной степени менее драматично. В своих заключениях они опирались на мнение современника описанных событий — чиновника Константина Теплоухова. В своих дневника он описал события октября 1905 года. Судя по его записям, на станции Челябинск застряли вагоны с солдатами, возвращавшимися с русско-японской войны. От нечего делать демобилизованные пьянствовали и всевозможным образом хулиганили. Посиделки братьев по оружию быстро переросли в уличные погромы. Первые камни полетели в окна публичных домов, позже объектом стихийной ненависти стали еврейские торговой лавки. Вокруг  пьяных солдат сразу же собрались  любители побуянить из числа горожан, а затем к толпе примкнули железнодорожники. Примечательно, что местные большевики попытались направить стихийные акции в политическое русло организовав агитацию среди буйствующей толпы. Погромы в Челябинске продолжалось несколько дней.  В один из дней  толпа собралась у Казенного дома. Бунтующие попыталась освободить заключенных из  места предварительного заключения (угол улицы Кирова и проспекта Ленина — прим). Были выломаны окна, сломаны решетки на окнах и, казалось бы, свобода для заключенных была доступна, но зеки категорически отказались покидать тюремные камеры, сославшись на то, что внутри спокойней.

«Толпа двинулась на Александровскую площадь, чтобы устроить большой митинг, – пишет Теплоухов. – Смотрю – А. Ф. Бейвель, – подошел к нему, – в это же время подъехал казачий офицер. Зрители – за ними… Но …на площади парами ездят казаки… сгрудились на окраины. «На площадь никого не пущу… Прикажете их разогнать?» – указывает на толпу. Александр Францевич попросил подождать, – подошел к железнодорожникам, — я за ним. Навстречу нам двое, – один поляк – Мошинский, помощник машиниста, другого не знаю. Бейвель говорит: «Хотелось бы поговорить с руководителями». – «Они перед вами!» – с гонором отвечает Мошинский. «Здесь митинга не будет! Видите?» – указал на казаков. «Тогда мы соберемся на путях. Товарищи, за мной!».  И на этом все — события «кровавого воскресенья» закончились так и не состоявшись.

e5b899fc22cb4786a31cb1546eeb28dd.normal

Однако идеологи пришедшей к власти большевистской партии решили пересказать историю по-своему, как-то более драматично. Но, как бы там ни было, вся советская история парка была неизменно окутана ореолом революционной романтики. Не случайно и памятник Орлёнку был установлен в 1958 году именно здесь, став реальным, не в пример нынешним «брендам», символом Челябинска.

0_47605_b575eadb_XLВ советское время было модным клеймить позором и очернять предшествующий режим, так что живые памятники кровавых преступлений царя партийцам из народа были необходимы. А если их не было, то подобные топонимы просто выдумывали. В наши дни кровавая легенда осталась в забвении, но название центрального городского парка прижилось — Алое поле звучит красиво.

Челябинский мавзолей Ленина

0_1cfb7_25e1fccf_XL

Далеко не всем известно, что в России не один, а два мавзолея. Первый и самый главный, находится, как известно, в Москве, а вот о втором, расположенном в центре Челябинска, знают далеко не все.  Сразу после смерти вождя по всему СССР прокатились оперативные съезды, где единогласно принимались решения повсеместно устанавливать памятники Владимиру Ильичу. Не стал стоять в стороне и Челябинск. Городские власти пошли немного дальше своих коллег из других городов и решили увековечить память о вожде не только во всевозможных памятниках и названиях улиц, но в построив самый настоящий мавзолей. Причем, в отличие от московского сооружения назывался он немного иначе: «ЛенинУ», что ставило некоторое разграничение между культовыми объектами. Примечательным является тот факт, что в конкурсе идей победил не какой-то маститый архитектор, а самый обыкновенный библиотекарь по фамилии Чискалин. Выбор на проект пал из-за необычной функциональности, совместившей в себе памятник и трибуну для народных митингов, но при этом внутри «усыпальницы» должна была быть размещена правильная, с идеологической точки зрения, библиотека.  Необычно, ново и концептуально. Проект челябинских государевых мужей понравился руководству страны. В качестве некого «шефа» проект возглавила скульптор с мировым именем Вера Мухина, знаменитый автор «Рабочего и Колхозницы». Все решения согласовали молниеносно, тут же одобрили проект и приступили к строительству. Символично, но первый камень в основание будущего челябинского мавзолея  был установлен одновременно с тем, как тело Ленино было помещено под стеклянный саркофаг. Мавзолей возводили за свой счет жители города, при этом какого-либо недостатка денежных средств явно не наблюдалось. На следующий год проект был завершен, а в центре Челябинска появился один из самых креативных памятников в стране. Современные краеведы до сих пор спорят о том, почему был выбран такой необычный и оригинальный архитектурный стиль — экстравагантный восточный вариант с древнеегипетскими мотивами. Впрочем, если учитывать, что московский мавзолей был построен с некими элементами пирамиды, то челябинский — с характерными египетскими колоннами, а сам Ленин был забальзамирован по технологии подхваченной у древних мастеров Египта. Очевидно, что наследие древней цивилизации чем-то привлекало советское руководство. Кстати, согласно распространённой версии, автором этих египетских идей стал сам Сталин, придумавший «обожествить» Ленина по аналогии с фараонами, что помогло бы ему воплотить в жизнь сразу две главные мечты: сделать из марксизма самую настоящую религию для рабочего класса, а себя приравнять к «полубогу» на земле. Выяснить степень объективности подобных суждений крайне сложно.

6ee11f8a4b314689c29fe56c483c7a8b
В советское время мавзолей использовался в большинстве своем, как трибуна для митингов. А в библиотеке проводились регулярные чтения политической литературы. С наступлением смутной эпохи лихих 90-ых библиотека закрылась, что породило множество городских легенд. К примеру, ходили слухи, что внутри потаенной комнаты, в качестве реликвии, хранятся личные вещи вождя, кто-то уверял, что «сам лично» видел внутри мавзолея забальзамированное сердце вождя.

Среди жителей Челябинска многие помнят неофициальное, народное название памятника. Благодаря специфической архитектуре расположения головы Ленина в некой полусфере и тому, что на трибуне, подобно сцене, выступали партийные лидеры, памятник за очевидное сходство с театральным действом стали называть «суфлером».

12

В 2009 году было произведено вскрытие загадочного помещения, однако, внутри кроме обветшалых и заброшенных инструментов дворника ничего не нашли. Ни личных вещей, ни тем более сердца.

В наши дни мнение городских ценителей архитектуры к челябинскому мавзолею разделилось. Кто-то считает его самобытным архитектурным шедевром, а кто-то уродливым порождением советской эпохи. В любом случае данный исторический памятник является одним из самых эффектных на территории города Челябинска и входит в определенный топ архитектурных сооружений Урала.

Александро-Невская Церковь

Церковь А. Невского.
Церковь А. Невского.

Православный храм на Алом поле, безусловно, является архитектурной достопримечательностью и украшением Челябинска.  Церковь была заложена 22 июня 1907 на месте бывшей Александровской часовни. Предложение о перестройке часовни поступило от Оренбургской консистории в 1894, однако сбор средств на строительство Церкви начался только через 2 года после разрешения мещанским обществом Челябинска (1899). Деньги на постройку жертвовали многие организации и частные лица, а также государственные деятели, в их числе император Николай II и Челябинская городская дума. Церковь, построенная к 1911 году по проекту московского архитектора А. Н. Померанцева, стала четвертым приходским православным храмом города. В то же время она являлась памятником царю-освободителю Александру II.   В 1922 из Церкви были изъяты ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом. 4 марта 1930 во время антирелигиозной кампании храм был закрыт распоряжением Челябинского горсовета. Со здания церкви сняли кресты, купола, шатер колокольни. В дальнейшем здесь располагались типография, областная картинная галерея, планетарий, технические кружки Дворца пионеров и школьников. В начале 1980-х гг. было принято решение о передаче здания бывшей церкви областной филармонии. В 1985 проведены ремонтно-реставрационные работы по переоборудованию  помещения под зал органной музыки. В 1987 немецкой органостроительной фирмой «Германн Ойле» здесь был установлен концертный орган.

Organ

В 2010 году при поддержке губернатора Челябинской области М.В.Юревича здание Храма было возвращено Русской православной церкви. Храм Александра Невского числится в списке памятников истории и культуры федерального значения. С 2014 года храм действует, в нем проходят богослужения, одновременно ведутся ремонтные работы — восстанавилвается внутреннее убранство и первоначальная планировка.

DSC_4883

В апреле 2015 года произошло важное событие в жизни храма Александра Невского и всего православного Челябинска — здесь был выставлен прибывший из московского Данилова монастыря ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского.

ЛЮБУШКИН Андрей

«Таинственный Урал»