Могила убитого шамана

14352371843

Чусовая считается одной из самых красивых рек во всем Уральском регионе. Помимо любителей активного отдыха частыми гостями здесь являются археологи. Если одних река привлекает исключительно эстетически, то других влекут ее тайны коими окутаны здешние окрестности. Тридцать лет назад, в одном из гротов Камня Дождевого, уральские исследователи обнаружили древнее ритуальное захоронение двух человек: мужчины и женщины, погибших несколько тысячелетий назад. Изучив найденные артефакты, специалисты пришли к выводу, что им удалось обнаружить древнее погребение шамана и его помощницы. Археологи считают, что мужчину убили выстрелом из лука, а женщина была задушена. В процессе изучения находки  исследователям удалось установить множество интересных фактов, рассказывающих о быте и культовых обрядах древних жителей Уральских гор.

Ю. Б. Сериков
Ю. Б. Сериков

В 1988 году археологом Ю. Б. Сериковым в гроте на Камне Дождевом были найдены два  погребения. Расположены находки были в затененной расселине на высоте 14 м над рекой. Первая находка была сделана у входа в грот: было обнаружено частично разрушенное захоронение женщины. Ее останки находились в вытянутом положении лежа на спине, кости были обильно посыпаны охрой (красной краской природного происхождения – прим.). В качестве погребального инвентаря в могилу были положены орудия труд и часть керамического сосуда. Удалось обнаружить множество фрагментов одежды, по которым впоследствии был реконструирован костюм  женщины. Наряд был богато расшит зубами различных животных, его украшали: 73 клыка выдры, 2 зуба северного оленя, зуб медведя и 2 резца лося.

Камень Дождевой
Камень Дождевой

Но более удивительная находка таилась в глубине грота, где несколько тысячелетий пролежал погребенный здесь мужчина. Отличная сохранность останков удивила археологов и обнадежила на новые находки. В погребении было обнаружено множество предметов религиозно-культового назначения, охотничьих орудий и фрагментов одежды. Благодаря данной находке археологи получили множество новых фактов, которые проливали свет на ранее неизвестные аспекты быта и религиозных культов древних уральцев.

Собрав данные воедино ученым удалось реконструировать образ умершего. В момент смерти на голове мужчины была надета шапка с меховой отделкой и  нашитым на нее клыком лисицы. Пояс был украшен 10 резцами бобра. На сапогах или штанинах брюк нашиты костяные подвески: с внешней стороны  — 9 фигурок уточек (выполненных из таранных костей бобра), а с внутренней — 6 каплевидных костяных подвесок. На поясе находился костяной гарпун, на груди когда-то висел каменный нож. На левом боку у мужчины была сумка и колчан  для хранения стрел. В погребении археологи нашли множество необходимых древнему охотнику предметов: обломок шлифованного орудия, скребок, расколотый надвое зуб лося и расколотые кости северного оленя. Тело самого  погребенного россыпью покрывали 11 каменных наконечников стрел. Помимо предметов охоты были найдены несколько глиняных черепков с непонятным для археологов символом – серповидной закорючки, которая была нацарапана на поверхности керамического черепка.

Останки шамана
Останки шамана

При осмотре костных останков удалось выяснить причины смерти обоих несчастных. С большой долей вероятности можно предположить, что мужчина был убит выстрелом в спину. Каменный наконечник стрелы, оборвавшей его жизнь, был найден между шейными позвонками. Причину смерти женщины установить не удалось, но  есть предположение, что она погибла от рук соплеменников.

Вход в погребальный грот
Вход в погребальный грот

По мнению Ю.Б. Серикова, ему удалось обнаружить захоронение  шамана и его помощницы. К такому выводу специалист пришел после того, как обобщил все обнаруженные артефакты, позволившие в т.ч. понять суть отдельных моментов в процессе проведения погребального обряда. Во-первых, захоронение совершено в потаенном и труднодоступном месте. Во-вторых, в погребении найдены обработанные кости животных, которые, вероятнее всего, были нашиты на одежду убитого еще при жизни. Если обратиться к этнографическим материалам, то мы увидим, что подобная деталь является характерным элементом костюма  шаманов среди многих сибирских народов.

Кстати, именно во фрагментах одежды был найден уникальный артефакт — подвеска в виде утки. К слову сказать, что данная находка уникальна, так как ранее подобные элементы шаманского костюма на территории Урала не находили. Их отличительная  особенность заключается не в форме их изготовления, а в сакральной сути, вложенной в эти фигурки. В мифологии северных народов образ птицы был связан с «верхним миром», но в данном случае образ был вырезан из костей бобра – представителя «нижнего мира». В руке древнего мастера, казалось бы, простая фигурка обрела глубокий и сакральный смысл, сопряженный с идеей противопоставления двух миров. Ну чем не символ для шамана – обитателя пограничной линии между мирами.

После открытия шаманского погребения это место стало - "местом силы"
После открытия шаманского погребения это место стало — «местом силы»

Весьма интересно были интерпретированы и другие фрагменты погребального обряда. Если костяные наконечники стрел находились в колчане, то каменные были рассыпаны по всему телу мужчины. Археологи считают, что стрелы должны были сыграть роль некого «медиатора» (посредника) между миром живых и мертвых.

Впрочем, о том, что убитый мужчина при жизни обладал властью над своим окружением. Сразу после смерти тело шамана было крепко связано веревками. Подобные вещи делались не просто так, а в качестве мер некой «кармической самообороны». Древние боялись, что душа шамана окажет на них пагубное влияние и для того чтобы запереть ее в теле оно перетягивалось веревками. Кстати, подобные элементы обрядов были широко распространены, особенно, если дело касалось захоронений шаманов и жрецов.

Не менее загадочным оказалось и погребение женщины. Ее одежда также была расшита клыками выдры —  опять же представителя нижнего мира.

Методом радиоуглеродного датирования учеными был установлен возраст захоронений из грота Камня Дождевого. По данным экспертной оценки, обряд захоронения был проведен 6500 лет назад. Следовательно, все происходящее здесь можно отнести к раннему неолиту – каменному веку.

Проанализировав все данные, о которых стало известно в ходе научных изысканий, археологи смогли смоделировать примерное развитие событий, происходящих на берегу Чусовой в те далекие времена. Скорее всего, дело происходило летом, группа охотников в компании с шаманом и его помощницей направлялась к святилищу на одной из скал. Неожиданно они попали в засаду: междоусобные войны и внутри клановые разборки сопровождают человечество на всем пути нашего развития. В итоге шаман был убит (каменный наконечник стрелы застрял у него между шейными позвонками), остальным удалось отбиться и продолжить свой путь. Из этнографических материалов известно, что для похорон шамана обязательно приглашался другой шаман. Но в дальнем путешествии такой возможности не было, соответственно, обряд проводили сами охотники. Возможно, именно это и объясняет своеобразие найденных фрагментов, перемешанного охотничьего и ритуального инвентаря. Из страха за собственные жизни, мужчины связали мертвого шамана так крепко, что и живому было бы не выбраться, об этом свидетельствует скрюченная поза, в которой были обнаружены останки. В качестве подношения мертвому шаману  преподнесли его помощницу. Сам факт удушения не вызывает сомнений. Учеными установлено, что соплеменники не могли пусть друг другу кровь: подобные выходки находились под жестким табу. Вероятно, женское погребение имело двойную функцию, во-первых, оно должно было помешать надругательству над телом шамана (ведь те, кто его убил, могли и разрушить могилу), а во-вторых, не дать душе убитого покинуть грот. Таков один из возможных вариантов остросюжетных событий, которые происходили здесь тысячи лет назад, реконструированных археологами.

Так мог выглядеть "Чусовской шаман"
Так мог выглядеть «Чусовской шаман»

Благодаря труду уральских археологов и лично Ю. Б. Серикову, погребение шамана стало научной сенсацией. «Чусовской шаман» считается одной из самых удачных и интересных находок времен каменного века за всю историю археологических изысканий.

Неизвестно сколько еще загадок скрывает Чусовая в своих пещерах и гротах, коих великое множество по всей береговой линии. Точно можно сказать лишь одно — археологам и исследователям хватит на свой век работы для того, чтобы попытаться раскрыть все эти тайны и, быть может, совершить очередное открытие.

По материалам Сериковой Анны (научный сотрудник археологической лаборатории НТГСПА).

ЛЮБУШКИН Андрей

«Таинственный Урал»