Находка загадочного артефакта в могильнике скифа

archeolog-05.jpg__900x640_q85_subsampling-2

О том, что древние погребения – курганы, скрывают множество тайн и загадок знают многие, несмотря на достаточно неплохо изученную культуру все равно ученым регулярно удается открывать что-то новое в давно изученных культурах. Раскопки Яковлевского курганного могильника в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан не стали исключением.   В отделе археологии Национального музея Республики Башкортостан хранится большое количество остатков кожаных изделий из погребений ранних кочевников Южного Урала – колчанов, футляров для зеркал и т.д. На базе судебно-биологического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы было произведено исследование ряда фрагментов кожи из раскопок НМ РБ для установления их видовой принадлежности. Оказалось, что некоторые из предметов, обнаруженные в могильниках, были изготовлены из… человеческой кожи.

Несколкьо фрагментов кожаных изделий были взяты от одного изделия – колчана, обнаруженного в яковлевском курганном могильнике. На правой плечевой кости погребенного там пожилого мужчины лежали остатки сравнительно хорошо сохранившегося кожаного колчана со стрелами. Придонная часть его сохранилась в виде куска длиной около 18, высотой до 10 см. Сохранился также подшитый к ней кусочек дна. Колчан имел сложный крой, состоял из многих деталей, сшитых между собой сухожилиями. Боковины состояли из двух слоев кожи, дно – из трех. Из различных деталей колчана было сделано 9 вырезок, все образцы были подвергнуты исследованию на предмет выявления структурного состава по средствам химической реакции, на специфические реагенты. Вскоре ученые получили результат – возникновение отчетливой полосы преципитации – получен с вытяжкой из фрагмента изделия взятого в могильнике. В исследуемом фрагменте колчана был выявлен человеческий группоспецифический антиген Н.

6ad6dbc5ad

Фрагменты исследуемого артефакта принадлежат одному колчану и происходят из погребения мужчины преклонного возраста, датирующегося IV в. до н.э. Кроме колчана со стрелами, состоящего из трех отделений, (всего в колчане 188 шт., в погребении – 200 шт.), здесь были найдены железный меч с двумя бронзовыми ворворками, железный наконечник копья, колчанный крючок и глиняный сосуд.

IMG_45541

Все сохранившиеся фрагменты колчана слишком незначительны, чтобы достоверно восстановить крой хотя бы нижней части его. Прослеживаются, по меньшей мере, 2 основных детали. Одна выкроена из толстой – до 0,2 см кожи. Цвет с лицевой стороны серовато-бурый с желтизной, с внутренней – желтовато-коричневый. На изломе кожа грязно-желтая. Обратная сторона сохранила отпечатки трехлопастных наконечников стрел, имеет пятна зелени (окислы меди). К ней пришита внахлест двумя параллельными швами вторая деталь – из очень тонкой кожи, истинный край сохранился только снизу. На образце прослеживается шов из пяти дырочек, в одной из которых сохранилась нить, возможно, сухожилие.

d9de755f29a54137907131fde58a4cd0

Как можно предположить, опираясь на данные археологических и исторических изысканий, предмет из кожи человека является частью ритуального обряда древнего народа – Скифов. О кровожадных нравах которых писал еще Геродот, именно из его трудов мы можем подчеркнуть информацию об этом… странном, даже по меркам современников, этносе.

105925237_skif

Скифы были войнами, причем, достаточно жестокими по отношению к своим врагам, а так как союзников у них не было, то под «горячую руку» мог попасть кто угодно, скифские молодчики промышляли набегами на соседние народы устраивая разбои и грабеж – тем и жили. Об использовании человеческой кожи для изготовления  колчанов скифами упоминает Геродот: «То, что имеет отношение к войне, у них устроено следующим образом. Скиф, увив первого врага, пьет его кровь. Скольких человек он убьет в битве – головы их он приносит царю. Если он принесет голову, то получит долю в добыче, которую захватят, если же не принесет – не получит. Кожу он сдирает с головы таким образом: сделав круговой надрез около ушей и схватив голову, вытряхивает череп, а затем, ребром ножа очистив кожу от мяса, он разминает ее руками, а смягчив, пользуется ею как платок, продевает ее в уздечку коня, на котором он ездит, и гордится этим. У кого кожаных платков больше всех, тот считается самым доблестным мужем. Многие из них делают из содранной кожи верхние плащи с тем, чтобы носить, сшивая их, словно овчины. Многие, обдирал у вражеских трупов кожу с правых рук вместе с ногтями, делают из нее обтяжку колчанов (выделено нами – авт.). Кожа человека и крепкая, и блестящая; пожалуй, она сверкает белизной больше всех кож: Многие снимают с людей всю кожу целиком и, растянув ее на палках, возят на лошадях».

65

 В скифских древностях широко известны находки чаш, изготовленных из человеческих черепов.

Об изготовлении же из человеческой кожи колчанов до сих пор ничего достоверно неизвестно, хотя остатки кожаных колчанов в погребениях находят постоянно. Лишь однажды рассказ Геродота о снимании скифами кожи с рук врагов был привлечен к интерпретации археологических находок. Это материалы Андреевского кургана, где среди вырубленных и просверленных для подвешивания верхних человеческих челюстей (несомненных военных трофеев) были найдены 5 концевых фаланг пальцев человека. Исследователь Андреевского кургана П.Д.Степанов предположил, что они остались в труднодоступных для тщательного свежевания кончиках пальцев в «чулке» кожи, снятой с человеческой руки.

480619_original

Мягкие ткани человеческого тела, в том числе кожа, неоднократно обнаруживались в древних погребениях, однако, принадлежали всегда погребенному, и определялись визуально (в т.ч. при помощи микроскопа). Так, в том же п.1 к.3 Яковлевского курганного могильника А.Р.Ишбирдиным был исследован фрагмент сердечной мышцы погребенного, сохранившийся благодаря попавшей в сердце стреле (1998). Определение же человеческой ткани столь раннего возраста (около 2500 лет), заведомо не принадлежащей погребенном), в изделии колчане, методом преципитации белка, произведено, по всей вероятности, впервые. Таким образом, уникальная находка в могильнике на территории Башкирии приоткрывает завесу тайны жизни этого кровожадного народа, некогда населявшего и наши края.

Источники:

  1. Доватур А.И., Каллистов Д.И, Шишова И.А., 1982. Народы нашей страны в «Истории» Геродота: Тексты. Перевод. Комментарий. – М.
  2. Ишбирдин А.Р. 1998. О некоторых результатах исследования объектов органического происхождения из курганов эпохи бронзы и раннего железного века Южного Урала // УАВ. – Вып.1.
  3. Кузнецова Т.М. 1993. «Потпрiov» Скифского логоса Геродота // ПАВ. – №4. – С.73-80.
  4. Степанов П.Д. 1980. Андреевский курган: К истории мордовских племен на рубеже нашей эры. – Саранск.
  5. Федоров В.К. Васильев В.Н. 1998. Яковлевские курганы раннего железного века в Башкирском Зауралье // УАВ. – Вып.1. – Уфа.
  6. В.К.Федоров, В.Е.Горшкова. Колчан из человеческой кожи в погребении раннего кочевника из Башкирского Зауралья // Уфимский археологический вестник: сборник научных статей. – Уфа: НМ РБ, – Вып.3. – 2001. – 198 с. – С.178 – 180.

Авторы: В.К.Федоров, В.Е.Горшкова