ОХОТА ЗА «ЗОЛОТОЙ БАБОЙ»

Золотая баба в представлении наших соверменников

Легенда о «Золотой Бабе» — языческом идоле, отлитом из чистого золота и спрятанном где-то на Севере среди бескрайних рек, болот и лесов, своими корнями уходит глубоко в историю. В XIV веке христиане боролись с идолом, как одной из главных святынь язычников. А в XVIII веке рассказы о таинственной «Золотой Бабе» выступали в Европе некой визитной карточкой неизвестной России.

Иллюстрация Герберштейна в издании «Записки о московитских  делах» 1549 года

О существовании идола упоминается в ряде средневековых изданий, а о его местоположении упоминал австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн в издании «Записки о московитских делах» 1549 года. Крещение идолопоклонников. Крещение севера проходило с боями — язычники не хотели отказываться от поклонения идолам, не принимая христианскую веру. Процесс обращения северян в христианство был крайне долгим и, нельзя сказать, что стопроцентно успешным, так как и в наше время на северных просторах встречаются целые народы, почитающие идолов и отвергающих христианство. Так получилось, что «Золотая Баба» стала серьезным препятствием на пути церкви – аборигены считали идол одной из основных святынь, о котором слагали легенды и мифы.

Стефан Пермский рубит священную березуПервым епископом, кому удалось хоть как-то укоренить христианство на северных землях, стал Стефан Пермский, крестивший Коми в 1379 году. Крещение сопровождалось достаточно агрессивными действиями «крестоносцев»: капища язычников уничтожали, деревянных идолов, распространенных повсеместно — нещадно сжигали. Подтверждением тому существует иконизированное изображение Стефана с занесенным топором над «священной березой», увешанной мехами животных, икона символизировала борьбу с верой «диких народов». После укоренения христианства в административных центрах региона, Стефан решил укрепить христианство в регионе на доминирующем уровне, в этом ему мешал факт существования древней святыни – идола «Золотой Бабы», уничтожив которого он доказал бы тем самым, что христианские боги сильнее любых идолов. Но все попытки добраться до святыни язычников оказались тщетны, хранители надежно утаили идола, унеся статую в тайгу, подальше от глаз агрессивно настроенных «крестоносцев». В Петровскую эпоху, на Северный Урал отправился христианский миссионер Григорий Новицкий, истинный верующий, образованнейший человек, автор первой этнографической монографии «Краткое описание о народе остяцком». Миссионер решил завершить дело, начатое Стефаном — найти и уничтожить Золотой идол. Однако охота за идолом стоила Григорию жизни, при невыясненных обстоятельствах он погиб. Что явилось причиной его гибели неизвестно, возможно, он достиг цели и нашел то, что искал, но хранители идола не дали осуществить задуманного, а возможно он просто пал жертвой непреодолимой природной силы. После того как Григорий Новицкий не вернулся, официально «за идолом» никого более не отправляли, однако, попытки найти его не прекращались, поиски из централизованных (с явным религиозным уклоном) перешли в категорию «золотой лихорадки». Идол стал объектом вожделения авантюристов и искателей сокровищ, коих на Руси уже и в те времена хватало. «Эльдорадо» русского севера. С началом массовой колонизации казачьими отрядами территорий Урала и Сибири истории о золотом идол стали символом легкого богатства, аналогично легенде о «Золотом человеке» из Эльдорадо, имевшей популярность среди испанских конкистадоров, покоривших Южную Америку. Сам Ермак Тимофеевич, великий покоритель Сибири, услышав однажды легенду о золотом божке дремучих Манси, серьезно заинтересовался идолом. Однажды один из его главных сподвижников, атаман Богдан Брязга сообщил, что своими глазами видел заветную статую, штурмуя Самарский острог, расположенный на месте впадения Иртыша в Обь. Далее процитирую книгу XVIII века, в которой описывается увиденное атаманом, автор её Семен Ульянович Ремезов (этнограф, картограф): «И оттоль поидоша на Обь и виде много места пустово и присташа на Белогорье; ту бо у них мольбище большее богыне древней: нага с сыном настуле седящая; приемающе дары от своих, и дающие ей останки во всяком промылсе». Однако как не пыталось войско Ермака добраться до заветного клада, ничего не получилось, при приближении недоброжелателей идол загадочным образом исчез, буквально растворился в воздухе. Кстати, неудачи охотников за идолом, по некоторым данным, объясняются мистической способностью Золотой Бабы уходить из рук преследователей.

В книге Сигизмунда фон Герберштейна (путешественник, естествоиспытатель, один из собирателей сведений о золотом идоле) «Записки о московитских делах», несколько строк посвящено таинственным способностям Золотой Бабы: «Чувствуя чужаков, идол может либо исчезнуть из под носа у всякого, кто хочет им завладеть, либо издать какие-то звуки, сравниваемые с диким ревом, что отбивает желание к нему приближаться, либо может вовсе сбросится с обрыва в Обь». Эти романтическо-мистические характеристики золотого идола свидетельствуют ни о чем ином, как о существовании некого круга жрецов-хранителей, оберегающих идол, но остающихся в его тени. Не от их ли рук нашел свой покой христианский миссионер Новицкий, не они ли помогли исчезнуть статуе при штурме святилища атаманом Брязгой? И не с ними ли вступили в бой сотрудники НКВД…? Охотники по партийной линии Константин Носилов (исследователь, писатель) в начале прошлого века выведал у старого манси неизвестную ранее историю о Золотой Бабе, кардинально меняющей представление о ситуации вокруг идола. По рассказам старика, в молодости он увидел заветный идол, лазая в глухих, труднодоступных таежных завалах, когда он был занят охотничьим промыслом. Старик описал идол в точности как донесли его образ летописи. В рассказе сходились все мелкие детали, кроме одного – идол, которого он видел, был не из золота, а из серебра! Видимо, у манси существовало несколько копий идола, на случай, если охотники все же доберутся до цели и, завладев драгоценной копией, наконец-то оставят в покое идола золотого – настоящего. После распада СССР у пытливых умов появилась возможность поработать в архивах с ранее секретными документами. В одном из таких документов Демин В.Н. (писатель, историк) обнаружил крайне любопытную заметку. Оказалось, что в тридцатых годах ХХ столетия легендой о несметном кладе – Золотой Бабе, заинтересовались на Лубянке. Стране были нужны деньги, и шанс пополнить казну дармовым золотом упускать было нельзя. На Северный Урал послали спецотряд НКВД с целью найти золотого идола и передать его в руки государству. И охота началась: вскоре в руках сотрудников спецотряда оказались данные, полученные на допросах местных жителей, что в районе Кызымских хантов, в лесном святилище местный шаман прячет некую золотую статую. Чекисты ринулись к указанному месту, но при их появлении им было оказано вооруженное сопротивление, но силы были не равны и «охранники» были перебиты все до единого. А вот что произошло дальше: была ли в святилище статуя или нет, исследователь однозначного ответа получить не смог — документы о судьбе той операции сохранились не полностью и как раз «на самом интересном месте» ниточка оборвалось. Однако Демин считает, что спецотряд все же завладел заветной статуей и вывез ее в Москву.

Стоит ли ставить точку в поисках идола? Скорее всего, чекисты взяли лишь его копию, настоящая же Золотая Баба была спрятана в другом, более надежном месте. Наличие второго идола подтверждает и то, что совсем недавно вновь появилась информация о нем, на этот раз на охоту за реликвией отправились журналисты одной из центральных газет. Но экспедиция успехом не увенчалась, и команде пришлось вернуться в Москву. Бездорожье севера стало непреодолимой преградой на пути поисков. Тем не менее, если информация об идоле поступает вновь, то, скорее всего, идол все еще где-то спрятан. Золотая баба — made in China? Вопрос, кто создал Золотую Бабу, стоит перед историками давно. Гипотез на этот счет высказано уже немало, кто-то считает, что идол отлило племя Вогулов, кстати, одноименный фильм, снятый на Свердловской киностудии в 1986 году, в деталях обыгрывает эту версию и довольно убедительно. Кто-то придерживается версии о том, чтоидол достался «по наследству» северянам от некогда существовавшей протоцивилизации гиперборейцев. Якобы, когда Гиперборея перестала существовать, и народ, населявший её, ушел с обжитых земель, северяне нашли статую в одном из заброшенных храмов и с тех пор поклоняются святыне. Опираясь именно на версию о гиперборейских корнях, многие из историков делают вывод о том, что божество, отлитое из золота, было крайне почитаемым, и поэтому образ был увековечен не в единственном экземпляре, а, как и подобает культу, во множественном. Отсюда и копии идола, о которых говорят очевидцы.

Бронзовая фигурка Гуань иньСхожий образ Золотой Бабы можно найти и в культуре Китая. Таковой является богиня Гуань инь – покровительница семейного очага, женщин и деторождения. Ее изображали сидящей на стуле в окружении детей. Первым свое предположение о возможном родстве Гуаньинь с Золотой Бабой высказал поэт и прозаик Сергей Макаров в книге, посвященной истории освоения севера «Земной круг». Но как китайская богиня могла оказаться на северном Урале? Все довольно просто, по версии сторонников китайского следа: золотой идол был завезен в Сибирь торговцами из поднебесной, где и был обменен на меха. А поскольку образ богини был близок по духу местным племенам, чтившим божественную суть женщины, забыв о буддизме, северяне приспособили идола под собственные духовные потребности. Ведь произвести подобных идолов самим у аборигенов Сибири не было технической возможности, так считают сторонники восточного следа. Но, несмотря на лаконичность, эта версия не идеальна и нуждается в серьезной доказательственной базе, как собственно и вся история о золотом идоле, держащаяся лишь на преданиях и показаниях отдельных очевидцев. А пока история Золотой Бабы остается лишь красивой легендой таинственного Севера, будоражащей умы авантюристов, желающих легко и быстро разбогатеть на древнем сокровище, найти русское Эльдорадо, где ждет «золотой человек»….

Автор: ЛЮБУШКИН Андрей