ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА: МАРШРУТ, АБОРИГЕНЫ И СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Путешественник из Воронежа рассказал о перевале Дятлова, таежных аборигенах и снежном человеке. Андрей Николаев в составе туристической группы прошел по одному из самых трудных и мистических маршрутов Урала.

Зимой 1959 года девять туристов под руководством выпускника Уральского политехнического института Игоря Дятлова отправились в поход на север Свердловской области. Среди одной из ночей молодые туристы разрезали палатку и убежали в лес без верхней одежды и обуви. Шестеро умерли от переохлаждения, еще у троих обнаружили смертельные травмы. Причины трагедии так и не были выяснены, а расследование тщательно засекретили. История перевала Дятлова стала одной из самых мистических и обсуждаемых трагедией ХХ века.

Этим летом воронежский путешественник Андрей Николаев вместе с группой товарищей не побоялся отправиться по легендарному маршруту Дятлова. По возвращении он рассказал «КП-Воронеж», с какими трудностями столкнулась их группа, кто такие манси и существует ли снежный человек.

Не детский маршрут

— Перевал Дятлова много лет не давал нам покоя. Хотелось съездить и самостоятельно увидеть то место, вокруг которого так много разговоров. Мы понимали, что это будет не детский маршрут. Но к предстоящим сложностям все равно оказались не готовы, — вспоминает Андрей Николаев.
Путешествие воронежца, по сути, началось в Ивделе, небольшом городке рядом с Екатеринбургом. Практически полностью это поселение состоит из потрепанных жизнью серых «хрущевок», на стенах которых до сих пор встречают социалистические плакаты, обещающие счастливое будущее. Есть пара магазинов и даже кафе – цены там очень низкие, какой-либо экзотики в меню не увидишь. Все стандартно, как в любой отечественной столовой, крепко держащейся за свои советские корни. Ивдель – местный оплот цивилизации. Дальше – только неизвестность.


Туристы ориентировались на июнь и все равно взяли теплую одежду: куртки, термобелье, носки – и не пожалели. Погода стала первым серьезным испытанием.
— Река вышла из берегов, и мы шли по пояс то в снегу, то в воде. Шли все мокрые. А ночью – морозец. Павел Плуталов, который выступил лидером и гидом нашей группы, говорил, что впервые маршрут получается таким сложным. Мы рассчитали, что нужно проходить порядка 20 километров в день. Я думал: «Ну, что такое 20 километров? Ерунда!» Но когда рюкзаки на спине по 30 килограммов, а ты с ними еще и постоянно проваливаешься. В общем как раз эти 20 км за день мы и проходили, — рассказывает Андрей Николаев.
Даже «УРАЛ» — настоящий зверь на колесах «запаниковал» перед растекшейся рекой. Туристам приходилось браться за топоры и пилы и валить гигантские сосны, чтобы перебраться с одного берега на другой. Воду с собой путешественники не брали: снега кругом и так достаточно. Готовили естественно на костре в котелке. Вот только костер разжечь было крайне трудно, приходилось сдирать с деревьев смолу, которая хорошо горит.
— Когда мы покоряли Эльбрус, нам казалось, что сложнее у нас ничего не было. Но когда мы пошли по маршруту Дятлов, то вспомнили Эльбрус и поняли, что там-то было не так уж и трудно. Некоторые думают, что это просто поход, палочку взял, в сумку вещей набрал и иди себе гуляй, воздухом дыши. Нет, это вовсе не так, – предупреждает Андрей. – Даже не знаю, как родственники отпустили меня в это путешествие. С моей девушкой Викторией мы до сих пор ругаемся по этому поводу. Однажды, чтобы дозвониться до нее, мне пришлось два с половиной часа бегать по тайге со спутниковым телефоном. Просто хотелось услышать ее голос, сказать, что я жив.

В гостях у аборигенов


Очередным препятствием для путешественников оказалась река Ауспия – она вышла из берегов, да так, что затопила практически все. Нельзя было ни пройти, ни палатку поставить. Павел залез на сосну, чтобы связаться с водителем по спутниковому телефону. А ему говорят: «Мы не можем проехать. Если поедем, то в той же реке и останемся».
Тут-то на помощь и пришли местные жители из племени манси. Эти коренные обитатели тайги живут в деревушке под названием Ушма. Их осталось всего 39 человек. Одного из них зовут Валера – его можно считать местным бизнесменом. Он владеет армейским «ЗИЛом» – единственной машиной у манси. Именно Валера договорился, с семьей, чтобы они освободили свой домик для путешественников за 500 рублей.
— Манси пустили нас переночевать к себе в деревню. Хотя для них приезд туристов – настоящий удар. У них самодельные домики, нет ни телевидения, ни интернета. Пищу себе они добывают охотой и рыбалкой. Стараются не общаться с современными людьми. По факту они говорят на русском языке, но вперемешку со своим, — отмечает Андрей Николаев. Язык манси практически не понять современному человеку. В интернете, например, многие утверждают, что гора Отортен в переводе означает «не ходи туда». Но когда туристы рассказали это предположение самим манси, то здорово подняли им настроение. Аборигены признались, что на самом деле название переводится как «гора, где рождается ветер».
— Манси не хотят говорить на мистические темы. Хотя до сих пор там живут люди, которые застали трагедию Дятлова. Сам Валерий придерживается версии, что дело было в правительстве, что испытывалось какое-то новое оружие. И что группа Дятлова оказалась не в то время и не в том месте, — рассказывает Андрей.
Но что более удивительно, Валерий по-настоящему верит в снежного человека!
— Он нам нехотя сказал: «Хотите – верьте, хотите – нет, но снежный человек есть. И все мы видели его неоднократно», — вспоминает Андрей Николаев. – Описал его: что он под два с половиной метра ростом, что у него светло-серого цвета длинная шерсть и руки ниже колен. Мы Валеру послушали, но не до конца поверили. Когда же по возвращении попали в Ивдель, мы остались там на ночевку. И со сколькими местными мы не говорили: таксистами, продавщицами – абсолютно все видели снежного человека. Говорят, что он ворует у них кур, но никого не обижает.


В то же время Валера пытался проявить гостеприимство и угостить путешественников оленьими органами, каким-то сушеным мясом кролика и другими «деликатесами», но туристов это не сильно воодушевило. В итоге туристы переночевали у манси, а потом отправились на их самодельных лодочках-плоскодонках дальше по реке.

Эксклюзив вместо «all inclusive»


В тайге туристам встретился замечательный человек, отец Владимир из Ханты-Мансийска. Церковнослужитель ненадолго остался с путешественниками. Оказалось, что он просто берет сумку и на три месяца, а иногда и на полгода уходит от мира в тайгу.
— Если у нас были крутые палатки, хорошие спальники, мы были хорошо экипированы, то у отца Владимира с собой была только сумка с едой, там у него была какая-то крупа и коврик- пенка. Чтобы укрываться от дождя, у него была обычная клеенка, — отметил Андрей.
Священник говорил, что уходит, чтобы зарядиться энергией, прийти к какой-то мудрости для того, чтобы помогать и передавать эту энергию в миру людям.
Отец Владимир обычно ни с кем не общается и странствует один. Однако с путешественниками он пообщался и рассказал, что на горе Мертвецов видел необычные треугольные следы. При этом расстояние от одного до другого треугольника на земле было такое, как будто кто-то шел. В этот момент священнику стало страшно, и он просто развернулся. Андрей и сам признался, что ощущение, что кто-то за тобой следит, не покидало его весь маршрут.


Когда же туристы сами впервые пришли к перевалу Дятлова, то увидели лишь туман и отсутствие какой-либо жизни. Было страшно, потому что в этом месте каждый путешественник чувствовал какое-то присутствие.
— Тарелки однозначно не летали вокруг нас и карлики по лесу не бегали. Но кажется как будто кто-то за тобой наблюдает. Это вовсе не потому, что мы постоянно ждали мистику. Мы пришли уставшие, буквально убитые, и нам было совсем не до этого, — отмечает воронежец. – А вот медведи были на каждом углу. Пожалуй, это главная мистика. Хотел бы сразу всех предупредить, кто собирается пройти по этому маршруту, не вздумайте идти без опытного проводника. Это очень опасно. Мы, когда видели медведей, начинали кричать и громко хлопать, чтобы спугнуть его.
Был Андрей вместе с группой и на горе Мертвецов, где стояла палатка дятловцев, но путешественники не рискнули там остановиться из-за погоды.
— У перевала висят мемориальные таблички, лежат цветы и венки. Туристы приходят и что-то обязательно оставляют. Есть еще такая традиция: каждый, кто добирается до перевала Дятлова, под скалой может найти огромный ящик с тетрадями. Мы достали их и записали наши фамилии, имена, города, — отмечает Андрей Николаев.
Только представьте: в сундуке лежали совсем потрепанные тетради, которые хранились чуть ли не с 59 года!
— Ко мне осознание того, где мы были, и что с нами было пришло не сразу, а спустя две недели. Сейчас я легко могу все это обсуждать. А когда мы только вернулись, я не мог осознать, — признается Андрей Николаев. — По стоимости это путешествие можно сравнить с поездкой в Турцию в формате «все включено». Но я не разу не пожалел, что выбрал именно этот маршрут.

Автор: ЛЕВШАКОВ Виктор
Источник: «Комсомольская правда»