ПОДЗЕМНЫЙ МИР ЧЕЛЯБИНСКА


Тема подземных коммуникаций постоянно на слуху и относятся к одним из самых популярных городских легенд. Суть данных историй сводится к тому, что где-то в недрах шумного мегаполиса существуют некие подземные ходы, которые были созданы в конце XIX века и использовались уральским купцами для неких секретных целей. Итак, попробуем разобраться с тем, что же известно о существующих в историческом центре Челябинска подземельях.

Впервые вход в систему старинных подземных коммуникаций был обнаружен в 1995 году во внутреннем дворике Камерного театра при проведении ремонтно-восстановительных работ. У стен здания вырубали кустарник, готовили площадку для складирования стройматериалов и случайно нашли вход в театральные подземелья. В том, что подземный ход был старым – сомнений не было, на это указывал старинный кирпич, с помощью которого был облицован свод. Челябинские старожилы и краеведы давно поговаривали о существовании неких тоннелей, но в исторической справке, составленной перед началом реставрационных работ, о них не было сказано ни слова. Молчали о подземных ходах и другие исторические документы.

И все же, несмотря на скудную информацию, коллектив театра решил до конца выяснить историческую правду, чтобы ненароком не уничтожить наследие старого Челябинска. В качестве эксперта был приглашен специалист из Екатеринбурга, доктор технических наук и лауреат Государственной премий. Специалист с помощью биолокационной съемки «заглянул» под землю. По итогу изысканий на небольшой глубине были обнаружены некие подземные полости — помещения общей площадью около 280 квадратных метров. Соединяются они с ходами, по которым в полный рост могут передвигаться люди. Но проникнуть внутрь помещений оказалось невозможно —  часть тоннелей замурована, обрушились своды. Кроме того, ходят упорные слухи, что тоннели, пролегающие под филармонией и камерным театром — части единого целого, звенья одной подземной системы, которая берет начало в районе проспекта Ленина. К сожалению, но установить истину подобных суждений доподлинно оказалось невозможно.

После того, как информация об обнаружении подземных ходов была опубликован СМИ, в театр позвонил бывший начальник отдела снабжения часового завода Вилен Фельдман. Он поведал, как в 78-м году строители, выполнявшие вскрышные работы на заводской территории, натолкнулись на аналогичный свод. Звонивший сказал, что его сослуживцы спускались вниз. Но поднявшаяся с пола взвесь погасила факел. Дальше продвигаться они не рискнули, однако заметили, что ходы вентилируемые, абсолютно пустые и развернуты в сторону реки.

Для чего же были построены данные подземелья? На этот счет существуют несколько гипотез. Первую выдвинула исследователь Оксана Лушникова, по ее мнению ходы служили для перевозки и дальнейшей переработки намытого в реке золота. В подземельях под Камерным театром в части, где смогли побывать исследователи, была обнаружена довольно обширная комната. Здесь могла находиться разворотная площадка для груженых подвод, прибывающих со стороны Миасса. Этот «разгрузочный отсек» соединен с секцией, которая напоминает производственный цех. Возможно, здесь стояла печь, вокруг много золы. Стены до верха выложены кирпичом. Подвалы так не строили.


Вторую гипотезу выдвинул известный челябинский историк В.Боже. По мнению специалиста, назначение подземных ходов гораздо более прозаическое – это просто коммуникации первого челябинского водопровода, построенного в 1911–1912 гг. Что касается производственных помещений, то часть их могла относиться к хозяйственным постройкам бывших владельцев особняка, тем более что люди это были состоятельные.
Еще одно предположение высказал краевед Г. Самигулов. По его мнению, все именитые челябинские купцы: Смолину, Мотовилову, Ахметову и другие – могли использовать подвалы в качестве места для хранения товаров весьма разнообразного свойства. В лавках челябинских торговцев можно было купить все: от пуговиц до прованского масла. Самые богатые дома строились, конечно, в центре города, а под ними и вокруг них находились самые просторные подвалы. Их соединяли ходами-переходами, чтобы перемещать товар, перекатывать бочки с вином или перевозить их на тележках, не поднимая на поверхность. Вот, по мнению Самигулова, откуда в квартале, где расположен камерный театр, такая замысловатая сеть подземных помещений.

 

Помимо исторических тоннелей остальной подземный мир нашего города представлен разного рода техническими конструкциями советской эпохи, например значительный по размерам коллектор реки Игуменка (небольшая река с середины ХХ века была загнана под землю путем возведения специальных коммуникаций), помещения многострадального полузатопленного Челябинского метро и прочее. Отдельно можно отметить городские легенды, связанные с подземельями, например, о существовании режимного объекта – «Убежище», якобы расположенное под площадью Революции, подземелья под старинным элеватором, где обитает «Царь-крыса».

Подземный мир Челябинска хранит множество тайн, открытие которых еще предстоит сделать специалистам-краеведам.

 

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»