Подлинная история артефакта «Человек, смотрящий в небо»

4

Одной из главных достопримечательностей Южного Урала смело можно назвать древнее городище Аркаим. Вокруг объекта историко-культурного наследия витает множество мифов и легенд, которые порой не имеют ничего общего с реальностью. Предметом разбирательства станет антропоморфная статуэтка известная широкому кругу интересующихся «Человек, смотрящий в небо».  Дело в том, что данный артефакт  позиционируется как найденный при раскопе древнего городища, а его уникальность и изящество исполнения подталкивает к мысли о том, что жителями города были творческие и увлеченные люди. К тому же статуэтка как бы намекает, что не все так просто в истории Аркаима. Взгляд каменного человека обращен в небо для одних это подтверждение гипотезы о том, то город построен со знанием астрономии, а для других и вовсе намек на связь древних с… инопланетянами. Но при любом раскладе артефакт стал настоящей визитной карточкой культурного объекта, а точнее его брендом.

1

Древнее городище Аркаим было открыто на юге Челябинской области в 1987 году, активная исследовательская деятельность началась спустя четыре года и велась под руководством челябинского археолога, профессор Геннадия Борисовича Здановича.  Чуть позже, вокруг древнего городища начнется активная «PR-компания» основной ее целью станет привлечение внимания народных масс к археологической находке и развитию регионального туризма, видимо, решили перенять успешный опыт иностранцев, активно использующих наследие предков в качестве статьи дохода. Но для формирования успешного туристического бренда недостаточно просто найти что-то древнее. В первую очередь людям интересны мифы, а так как объект все же исторический, то желательно что бы мифы хоть как-то были подкреплены материальными свидетельствами (артефактами). Но результаты раскопа городища представили крайне мало исторических артефактов. По неизвестной причине жители Аркаима фактически не оставили после себя ничего о том, как был организован их быт. Вот тут и сослужила свою роль загадочная статуэтка человека устремившего в небо свой взор. Глядя на этот артефакт каждый невольно задумается о том, что хотел передать в своей работе древний скульптор. Помимо прочего образ чем-то отдалено напоминал идол с ос. Пасхи, что только упрочило интерес к находке и городищу. Статуэтка стала символом Аркаима, а за одно и олицетворением всех его тайн. Шли годы и аракимские степи превратились в историко-культурный заповедник. Вокруг древнего городища, где когда-то кипела научная работа, возникло множество туристических объектов.

7

Для приезжих гостей открыла двери комфортабельная гостиница, стал работать неплохой музей и, разумеется, сувенирные лавки. Страждущие тайн мироздания и просто любопытные туристы потянулись со всех сторон страны, что бы лично прикоснуться к древним тайнам Ариев, тем более, что мифологема Аркаима шагнула уже настолько далеко в потемки эзотерических дебрей, что народ заинтересовался объектом не как  историко-культурным достоянием, а как неким эзотерическим центром. Туристический бизнес, впрочем, от этого только выиграл, ведь граждан интересующих энеолитом куда меньше чем эзотерикой и астрологией.  Кого только не встретишь здесь: шаманы, неоязычники, экстрасенсы, кришнаиты и даже заскучавшие домохозяйки — всех влекут тонкие материи и мистика Ариев, о которой так много говорят все коме не лень. Каждый кто посетил заповедник Аркаим желает увезти домой и прицепить на холодильник или поставить на книжную полку копию наследия древних пращуров. Разумеется, в этом нет ничего крамольного и каждый волен делать, то что  ему не запрещено законом, а верить в чудеса пока никто не запрещал. К тому же торговля ведется ни абы кем, а под эгидой официального научного учреждения – заповедника «Аркаим».

8

На официальном сайте учреждения написано, что на территории туристского лагеря вы можете посетить сувенирный магазин и приобрести научно-популярную литературу об Аркаиме, сувениры на память и изделия народных промыслов  (http://www.arkaim-center.ru/?page=129). И вот воодушевленные рассказами о пассионарной значимости Аркаима туристы стройными рядами топают в сувенирную лавку, где в избытке представлена продукция, выполненная в т.н. «этностиле». Наибольшей популярностью пользуются два узнаваемых бренда ставших символом Аркаима: контур городища и копия статуэтки «Человек, смотрящий в небо». Как я уже говорил, находок на руинах городища было обнаружено крайне мало, почему-то столь развитый народ не оставил после себя никаких чудесных артефактов, поэтому маркетологам не пришлось долго выбирать из того, что станет символом заповедника. Образ «Человека, смотрящего в небо» постоянно сопровождает любые популярные материалы об Аркаиме, кстати, его изображение есть и на официальном сайте заповедника. И все бы ничего, если бы не тот факт, что ни в одном серьезном научном издании нет  никакой информации об этом загадочном артефакте с привязкой к Аркаиму. Как известно, конкретикой не обладают  и экскурсоводы, знакомящие туристов с бытом жителей Аркаима. Таким образом, один из символов Аракима оказался овеян «заговором научного молчания». Непонятно почему, но  осколок великого наследия загадочных жителей городища оказался попросту забытым учеными.  Впрочем, ответ на этот вопрос кроется в истории находки и обретения артефакта, которая сама по себе более чем загадочна и крайне спорна. Как оказалось, об эту статуэтку до сих пор ломаются копья в баталиях на просторах сети Интернет.

3

Свое небольшое историческое расследование я решил начать с экскурса в научную литературу. Итак, в книге «Древности урало-казахстанских степей» дано описание археологических находок северной части Казахстана и Южного Урала по временным рамкам от каменного века до средневековья. В разделе о бронзовом веке опубликовано фото интересного артефакта, а именно статуэтки в форме сидящего мужчины с устремленным в небо взглядом и приведено описание: «Изображение сидящего мужчины. Энеолит — бронзовый век. Случайная находка. Кустанайская область, 1976 г. Круглая скульптура. Гранит, техника пикетажа, шлифовка.  В. 20,2 Обнажённая фигура, крупная голова устремлена вверх, конечности слабо намечены. Фонды ККМ».  Итак, если сопоставить данные, то получается, что символ Аркаима был найден задолго до того, как древнее городище было открыто. К тому же находка была сделана не на раскопе Аркаима  и даже не где-то поблизости, а в Костанайской области, что почти в 300 км от городища. Аббревиатура ККМ означает Костанайский краеведческий музей, именно в его фондах экспонируется находка. Интересен и тот факт, что в Казахстане эта древняя фигурка известна как «Тобольский мыслитель» и вообще считается чуть ли ни достоянием государства. По версии озвученной челябинскими историками, если бы не они, то мир и вовсе бы не узнал о существовании этого артефакта, так как, именно благодаря им находка была открыта всему научному сообществу. Дело было так. В 1976 году механизаторы пригородного Костонайского совхоза «Мичуринский» нашли скульптуру при вспашке земли рядом со срезанным бульдозером холмом. Находка поставила в тупик аграриев. Не представляя научную значимость случайного открытия, поначалу артефакт попытались приспособить в хозяйстве – статуэткой подпирали дверь в дом. Спустя некоторое время кто-то из сельчан предложил механизатору сдать находку в музей, наверное, в надежде на вознаграждение. Так и поступил нашедший статуэтку бригадир механизаторов В.М. Елисеев, сообщивший о своей находке в Костанайский областной историко-краеведческий музей. Прибывшие музейщики выписали грамоту за неоценимый вклад в советскую науку, забрали статуэтку и уехали в город. Из воспоминаний А.Н. Плешакова после того как колхозник передал находку ученым, она якобы их не особенно то и заинтересовала. Артефакт доставили в музей, где и поместили ее в хранилище, где Плешаков и нашел эту фигурку.  Сомневаясь в ее музейной ценности, он решил обратиться за советом к своему коллеге Г.Б. Здановичу. И уже будущий первооткрыватель Аркаима развил деятельности по изучению  и  оформлению находки в экспозицию Костанайского музея. Археологи во главе со Здановичем немедля выехали на место обнаружения артефакта, где «в поле» вынесли первую версию о ее предназначении. Учитывая топографию местности, отсутствие характерных для культурного слоя находок и найденный при дополнительном исследовании  ладьевидный каменный «терочник», они пришли к выводу о том, что здесь когда-то был могильник или жертвенный холм. Находка относится к типу сидящих антропоморфных скульптур лесостепной Азии и датируется концом III – началом II тысячелетия до новой эры. Скульптура выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня (по первоначальному определению археологов Г.Б. Здановича и А.А. Плешакова – гранита, однако, по последующему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Ю.И.Рылова – материал был песчаником). Общая высота артефакта 20,2 сантиметра, вес 4 килограмма, сохранность хорошая. Некоторые повреждения имеются только в нижней части предмета – здесь фиксируется ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги. По одной из версий аграрии подумали, что статуэтка отлита из золота и совершили акт вандализма в надежде легкой наживы. По форме скульптура изображает сидящего мужчину, его крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх, в небо. Крупный, высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков. Наиболее оригинальной частью скульптуры является изображение глазниц. Они занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Уникальной особенностью артефакта является тот факт, что кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Взгляд фигурки совпадает с направлением падающей тени, так с изменением освещения направление взгляда меняется. Во всем облике прослеживается нарочитое несоблюдение пропорций. Но вся асимметрия очень тонко уравновешена: голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую. Отклонения не бросаются в глаза, а лишь делают фигуру органичной и естественной, а перетекающие друг в друга впадины и выпуклости наполняют её внутренним движением. Особую роль играет фактура камня, разносортные зерна породы, в том числе и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверхность, что еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры. В работе древнего скульптора чувствуется глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и удивительный профессионализм в стилизации изображения. Кстати, именно тогда в Костанае Зданович и придумал название «Человек, смотрящий в небо».

123122

Впрочем, взгляд Казахстанских ученых на историю вокруг данной находки отличается кардинально от версии их Челябинских коллег. Галина Саталкина заместитель директора костанайского областного краеведческого музея на страницах одного из Интернет-изданий прокомментировала данный вопрос. По ее словам мы имеем дело, если не с откровенным плагиатом, то уж точно с какой-то «мутной ситуацией». Ее знакомство с Геннадием Борисовичем они познакомились в 2009 году во время ее поездки в Аркаим, где он на тот момент занимал пост директора. В ходе осмотра экспозиции музея она с удивлением увидела знакомую фигурку, но под  другим названием.

14

За ответом о причине «ребрендинга»  она отправилась лично к Здановичу. По словам женщины, ученый стал объяснять, что фигурка была подарена костанайским музеем и вообще Аркаим это музей «под открытым небом» и открытая площадка для экспозиции артефактов различных культур. Правда о других исторических предметах, относящихся к другим культурам и найденным за пределами городища – информации нет. На вопрос о том, почему статуэтка названа другим именем, ответ  заключался в художественном замысле организатора экспозиции.  По словам Галины Саталкиной загадочная фигурка попала в музей Аркаима другим путем.

17

– Зданович был одним из тех ученых, которые описывали находку в музее. И когда он в 1991 году создавал тогда еще экспериментальный музей-заповедник «Аркаим», он обратился к тогдашнему руководству музея с просьбой снять слепок с «Мыслителя». Его увеличенную копию он хотел установить у входа в музей Аркаима, с соблюдением всех «авторских прав». Директор, разумеется, свое разрешение дала. Профессиональный скульп­тор сделал гипсовую копию мыслителя с ней Геннадий Борисович уехал в Челябинск. Однако, увеличенная копия «Мыслителя» так и не появилась в Аркаиме, зато появилась копия один в один под другим названием, с непонятной «легендой».

9

Казахские историки сетуют на то что порой приезжие туристы, увидев в экспозиции каменный артефакт непременно узнают в нем «Человека, смотрящего в небо»  не замечая первостепенного названия. Ученые из Костаная даже провели некую «спецоперацию» на форуме центра «Аркаим» с целью расставить точки над «и», путем публичного обращения к посетителям форума. Галина Саталкина утверждает, что в администрации «Аракима» претензии учли и в экскурсиях теперь упоминают, что фигура была найдена на территории Костанайской области. Но когда продаются сувениры, никто не говорит, что это предмет к Аркаиму никакого отношения не имеет. Наверное, тогда спрос на артефакт упадет. Казахских ученых удручает тот факт, что их «Мыслитель» никому не известен, но зато все знают «Человека», причем, их уральские коллеги успешно монетизировали его образ. Сейчас Костанайский музей «подсчитывает» упущенную выгоду от продажи сувениров и в целом сожалеют об упущенном бренде. Нужно понять, что артефакт навсегда будет ассоциироваться исключительно с Аркаимом. Сложно разом перечеркнуть столь масштабную работу по развитию бренда, в качестве которого артефакт как нельзя лучше пришелся к месту и теперь без «Человека, смотрящего в небо» и Аркаим уже будет не тот.  Кстати, интересен и тот факт, что администрация заповедника всячески отрицает свою связь с продвижением артефакта в качестве сувенирного бренда. Сетуя на тот факт, что никакого воздействия на коммерсантов у них управы нет и поэтому переименовать или вовсе изъять статуэтку из продажи они не могут. Да и сам образ они использовали в качестве символа Аркаима без каких-либо «задних мыслей». Просто так получилось. Ответа на вопрос о том, почему артефакт сменил название и обрел легенду (о раскопе в Аркаиме) до сих пор нет. И вплоть «до разбора полетов» администрация заповедника закрывала глаза на сомнительный артефакт и вообще всячески способствовала процессу брендирования.

В 2005 году древнее городище посетил Президент России. Экскурсию Путину проводил лично профессор Зданович. Помимо рассказа о прародине Ариев и пассионарном значении древнего городища, профессор преподнес в дар важному гостю копию одного из самых значимых и уникальных артефактов – «Человека, смотрящего в небо»… О чем можно говорить далее, если даже Президенту была озвучена «исходная версия» появления артефакта.

5

Подобная ситуация, к сожалению, не добавляет значимости и без того интереснейшему городищу. Не совсем понятна мотивация ученых мужей, согласившихся на подобные инсинуации и опустившихся до наивного «заимствования» открытий у своих казахстанских коллег. В конце концов, археологи серьезные люди, тем более, что их круг общения крайне узок и подобные фокусы не остались бы незамеченными, замаскировать подобное, даже среди того вороха фальши который собран вокруг Аркаима, вряд ли было бы возможным. Итог всего этого был очевиден.

И все же история «Мыслителя, смотрящего в небо» на сегодняшний день не получила широкого разворота, видимо, стороны все же пришли к некому «консенсусу»

PS

Стоит задуматься о том, что раз один из главных символов Аркаима, активно продвигаемых с согласия из известного ученого, фактически не имеет прямого отношения к городищу, да еще и стал причиной обвинения в «заимствовании» открытия. Не является ли этот случай в целом поводом усомниться и в других открытиях, гипотезах исследователей. Может быть, спор об артефакте это что-то сродни некой верхушке айсберга «мифа об Аркаиме»…

65ba35714454a49c0bcba6ea5ba2a1df

Источники:

Форум «Аркаим» http://www.arkaim-center.ru/forum/?action=messages&fid=1&id=680

«Тобольский Мыслитель» http://kraeved-kst.kz/kz/fondy-muzeya/fondy-muzeia/tobolskii-myslitel.html

На территории Казахстана зародилась древнейшая человеческая цивилизация http://www.nur.kz/119327.html

««Человек, смотрящий в небо» — украденное имя и слава»  http://arkaim-a.ru/content/view/58/6/

«Аргументы и факты» Ильдаром Гизатуллиным (№52(727) от 26.12.2007 г. из статьи «Тайна домашних богов».

Костанайски краеведческий музей http:// kraeved-kst.ggc.kz

Аркаим и «Страна городов»: Археологические очерки. Челябинск: Изд-во «Крокус», 2003.

Древности Урало-Казахстанских степей (красота и духовность мира вещей). Каталог выставки. Челябинск, 1991.

Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия/ Науч. ред. Г.Б. Зданович; Сост. Н.О. Иванова. – Челябинск: Творч. об-ние «Каменный пояс», 1995. – 224 с. – (По страницам древней истории Южного Урала).

Андрей ЛЮБУШКИН

«Таинственный Урал»