Поселок Растесс. Мифы и реальность

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНа карте Свердловской области есть примечательный топоним – заброшенный поселок  золотодобытчиков под названием Растесс. С недавнего времени ставший объектом пристального внимания любителей всего загадочного и непознанного. Интерес со стороны людей увлеченных необъяснимыми явлениями объясняется тем, что вокруг Растесса сложено множество мифов и легенд. Якобы в небе над заброшенным поселком можно увидеть НЛО и прочие таинственные свечения. На местном кладбище зияют свежеразрытые  могилы, а в окрестных лесах бродит снежный человек. В поселке уже почти полвека не живут люди, а те немногочисленные туристы, кто отважится добраться в этот медвежий угол, более возвращаться в Растесс не хотят. Примерно такую информацию можно встретить в Интернете на множестве сайтов, рассказывающих о чудесах и тайнах поселка, причем, скажу честно, что информация эта сомнительного качества и к тому же крайне ограниченная. Не найдя исчерпывающих сведений о Растессе я решил собрать всю достоверную информацию о загадочном поселке, объединив все материалы в единую статью. При написании этой статьи я пользовался не только литературными источниками, мне удалось пообщаться с людьми, посещавшими Растесс и узнать интересные подробности от бывших жителей загадочного поселка.

История возникновения Растесса.

Заселение Урала было связано с транспортными путями и логистикой товарооборота купеческих гильдий из России в Сибирь. Именно по горам современной Свердловской области была проложена  знаменитая «Бабиновская дорога» — одна из важнейших транспортных артерий своего времени, носившая стратегический характер!

5

Бабиновская дорога (Бабиновский тракт) — дорога через Урал из Европейской России в Сибирь от Соли Камской до Верхотурья. Открыта в 1597 посадским человеком Соликамска Артемием Бабиновым и получила в честь него своё название. С 1598 года заменила Чердынскую дорогу. Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамск. Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмог, Яйву, Косьву, посёлок Растесс, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру. Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника (сборщика налогов – прим.) и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на их пути реки. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было гораздо короче и надежней водного Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье. В этом же году были отправлены первые ссыльные в Сибирь — 50 угличан, обвинённых в убийстве царевича Дмитрия. Они были посланы на строительство и поселение в новый город Пелым.  Для защиты дороги были построены несколько караульных постов: Растеский караул, Павдинский караул ( ныне посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа) Лялинский караул (ныне село Караульское Ново-Лялинского городского округа ), Кошайский караул (ныне село Кошай Сосьвинского городского округа ) и крепость с таможней в самом Верхотурье. Бабиновская дорога сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий  она была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель. Шел обмен товаром, в том числе пушниной («нефть»- того времени). Однако, после открытия в 1735 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург, Бабиновская дорога утратила своё значение и в 1763 году ее закрыли. Ныне исторический путь благодаря которому была освоена Сибирь является почти полностью заброшенным, за редким исключением местные жители используют отдельные участки тракта.

25

Таким образом, можно заключить, что Растесс возник как один из пунктов обслуживающих столь важную дорогу. Первое упоминание о Растессе датируется 1621 годом и опубликовано в «Дозорной книге Ф. Тараканова», где встречается следующая запись: «В Верхотурском же уезде на Сибирском волоку на Косве реке двор, а в нем живет Ивашко Зенков. Пашни нет, потому что Камень. А сенных покосов у него подле Косву реку и на лугех, и на Камени шестьсот копен. А оброку он с тех сенных покосов платит на Верхотурье в государеву казну по рублю на год. А с вогуличи торгует и зверь всякой ловит, а пошлины на Верхотурье не дает, а емлют с него пошлины у Соли Камской, что продает у Соли. На том же Сибирском, на половине, волоку на Растесе на Кырге реке двор, а в нем живет Тренка да Первушка Усольцы. А сенных покосов косят четыреста копен, а оброку с тех сенных покосов нет».  Уже через тридцать лет, в 1652 году, инфраструктура поселений значительно расширилась, и из постоялого двора поселок вырос в значительный, по местным меркам, населенный пункт. Здесь была возведена церковь. Согласно переписи проведенной в 1680 году в Растессе было 39 дворов и проживало 88 крестьян.

После того как Бабиновскую дорогу закрыли жители Растесса не оставили обжитых мест, их сфера деятельности кардинальным образом изменилась. С открытием золотоносных платиновых руд, жители поселка были заняты в добывающей отрасли. Добыча драгоценных металлов осуществлялась ими до последних дней существования поселка.

«Магия Растесса».

Каждая попытка собрать какие-либо данные об аномальных явлениях в Растессе, разумеется, начинается с поиска в сети. Поисковая система выдает сотни ссылок на разные сайты с информацией зачастую дублирующей друг друга о частом наблюдении в небе над поселком барражирующих НЛО, неких светящихся столбов и прочей «чертовщины». Однако случаев описанных во всех подробностях в источниках почти не встретить, лишь обобщенные данные. Вот на основании этих самых «обобщенных наблюдений» и можно представить, что чаще всего очевидцы наблюдали в небе некие «огненные шары». Не менее популярными являются истории о т.н. «светящихся лучах света» исходящих откуда-то из-за гор и направленных прямиком в небо. Кстати, подобные феномены периодически наблюдают немногочисленные туристы и джиперы о чем позже делятся на форумах и в социальных сетях.

18

Итак, что касается шарообразных НЛО, то данный тип наблюдений без сомнений можно назвать самым популярным из всей статистики по наблюдениям неопознанных объектов. Объяснений данному типу НЛО великое множество, начиная от атмосферных явлений и заканчивая техногенными процессами. Если рассматривать случаи связанные с Растессом, то следует принять  в расчет географию наблюдений. Вполне возможно предположить, что НЛО было ничем иным как, к примеру, следствием падения на землю элементов запускаемых ракет, ведь север Свердловской области располагается как раз в районе траектории по которой осуществляется контролируемое падение отработанных элементов ИСЗ. При падении на землю элементы ракет раскаляются и с земли становятся похожими на некие «шарообразные», «светящиеся» объекты. К сожалению, отсутствие точных данных не располагает к подобному анализу случаев наблюдения НЛО, но в целом именно техногенными причинами  можно попытаться объяснить подобные явления.

4

Что же касается «световых столбов», то тут все гораздо проще и понятней. В качестве объяснения сути феномена наука предлагает «оптическую версию». Световой столб — один из самых частых видов гало, визуальное атмосферное явление, оптический эффект, который представляет собой вертикальную полосу света, тянущуюся от солнца во время его заката или восхода. Гало в форме светового столба возникает, когда солнечный свет отражается от поверхностей мельчайших ледяных\водяных кристаллов, представляющих собой пластинки или стержни с шестиугольным сечением, взвешенных в воздухе. Световые столбы нередко формируются вокруг луны, либо городских огней. И если истории о наблюдениях НЛО остаются в статусе «открытого вопроса», то очевидцам рассказывающим о наблюдении данного явления — нет оснований не верить, так как подобные явления вполне имеют рациональное объяснение и выходы непонятных энергий здесь вовсе не причем.

Следующая известная легенда заключается в том, что чуть ли не одномоментно все жители поселка исчезли бросив дома и имущество. С целью разобраться более детально в этом вопросе, я обратился к жительнице города Миасса Юлии Киреевой, чья семья долгое время проживали в Растессе. Она пересказала мне многое из воспоминаний своих родственников, благодаря чему удалось прояснить картину одного из наиболее закоренелых мифов о Растессе. По словам Юлии, причина оставления деревни кроется вовсе не в каких-то аномалиях, все гораздо проще и банальней. Некогда жилое поселение начало угасать  с закрытия продовольственного магазина. Оставшись без продуктов питания жителям поселка для того что бы купить необходимые вещи и еду нужно было идти в поселок Тылай. Путь длиною в несколько километров преодолевался в условиях бездорожья достаточно тяжело. Так что поход в магазин за хлебом был сродни настоящей экспедиции. После нескольких таких походов люди пытались продать свое имущество и переехать куда-нибудь поближе к цивилизации с ее благами в виде коммунальных услуг и сельпо. Но не у всех получилась имущество реализовать, поэтому все что могли унести брали с собой, а остальное бросали вместе домом. Но на продовольственном кризисе испытания жителей поселка не закончились. Обитатели колонии-поселения, существовавшей недалеко от Растесса, доставляли сельчанам не меньше трудностей, чем марш-броски за продуктами. Как известно, спецконтингент в колониях данного типа чувствует себя достаточно вольготно, не обременен режимом и может свободно передвигаться в периметре поселения, а иногда и выходить за ограду. Таким образом, эти люди не лишены свободы, а испытывают лишь  ее  ограничение. Так вот именно обитатели колонии стали наведываться в Растесс со своими разбойными рейдами. Как рассказала Юлия, эти набеги причиняли много бед жителям поселка. Заключенные пробирались в дома, грабили, устраивали пожары (возможно, что бы замести следы – прим.), все ломали. Не трудно представить, что подобные действия полностью деморализовали население. Семью Юлии беда не обошла стороной. Как-то раз и в их дом пробрались воры. А так как жила ее семья скромно, брать особо было нечего, то стащили буквально все, что смогли поднять: мебель, посуду, личные вещами и даже кровати уперли! Но больше всего семья Юлии расстроилась из-за того, что жулье покусилось на семейные реликвии — прабабушкины Иконы. Искать злодеев было бессмысленно ведь кругом тайга, а ни о какой милиции речи и не шло. После того, как цепляться было уже не за что ее семья, махнув на все рукой, полным составом, перебралась в Кытлым. Кстати, стоит обратить внимание, что место работы селян – золотоносные прииски, находились далеко от Растесса и работали люди методом вахты. Чем и пользовались преступники, ведь на прииске трудились фактически все жители поселка, оставляя свое имущество без присмотра. Собственно говоря, столь пристальное внимание заключенных к поселку как раз и было обусловлено тем, что они рассчитывали на богатую добычу, а не на старые вещи и небогатую утварь. Как рассказала Юлия, золото на руках у населения было, да вот только сдавали его кому-то из официальных лиц, причем, неофициально и по крайне специфичному «таежному» курсу, то есть меняли рыжий металл на продукты питания, одежду, патроны и лекарства. Меняли и на деньги, сдавали приемщикам, но натуральный обмен он был выгодней, да и зачем в лесу деньги, ведь сельпо все равно закрыто… Откуда взялось золото у старателей это вопрос отдельный, ведь ценный металл отнюдь не личная собственность, а государственная. Впрочем, не исключено, что старатели подрабатывали «левое» золото. Таким образом, стало ясно, что миф про внезапное исчезновение жителей поселка имеет вполне рациональное объяснение, именуемым в теории географической экономики – урбанизацией. А пустые дома с убогой утварью это не от того, что люди внезапно исчезли, просто тащить с собой все это барахло тяжко, да и не было в том надобности. Жители уходили постепенно, пока последний человек не покинул Растесс.

22

Кстати, действия заключенных, а позже и сторонних мародеров, объясняют еще одну Растесскую тайну – «разграбленные могилы». Видимо, уголовники посчитали, что старинное кладбище Растесса таит в себе несметные богатства, сродни египетской Долине Царей и принялись его грабить. Взрыв могилы священника и некоторых членов купеческих семей, видимо, пришло осознание того, что кроме как скромного убранства усопших и тлена тел в гробах ничего нет. Ведь могилы жителей таежной деревни это не гробница и не курган, да и христианские обряды погребения не предполагают наличие ценностей в могилах. Гробокопатели не стали утруждать себя закапыванием тел усопших, а бросили могилы в разрытом виде.

17

Как и в любом населенном пункте с историей, Растесс также стал объектом изысканий копателей (не путайте этих ребят с гробокопателями!).

15

Их поиски проходят с переменным успехом, так один из копателей выложил в сеть фото своего трофея, который он нашел в окрестностях поселка – кольца с выбитыми инициалами. Растесс в годы пика своего рассвета частенько посещался купцами и состоятельными людьми, возможно, кто-то колечко и обронил.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНесмотря на развенчание некоторых мифов, поспешу обрадовать, что все же мистика не могла обойти стороной этот забытый богом поселок! О том, с чем из категории «непознанного» сталкивались жители поселка, Юлия рассказала со слов своей прабабушки и тети — коренных жительниц Растесса. Одна из самых замечательных истории прабабушки рассказ это рассказ о… русалке. Так в одном из наших с ней диалогов Юля пересказала эту уникальную историю: «Прабабушка рассказывала про русалку, которая незадолго до войны пела в реке несколько дней. Старые люди крестились и говорили, что не к добру это. Конечно же, саму русалку никто не видел, но песня слышна была во всей деревне. Смельчаков сходить и взглянуть на русалку не нашлось, никто не осмелился туда идти и смотреть. Таинственная песня длилась три дня. И вот не прошло и месяца, как началась война. Мой прапрадед после того как услышал странные звуки поспешил закупиться продовольствием,  да так что на всю войну хватило. Причем, так поступили многие – все понимали, что грядет что-то страшное. Можно сказать, что  русалка буквально спасла от верного голода многих жителей поселка». Еще Юля рассказала о том, что ее родственники наблюдали шаровую молнию.

В вопросе изучения легенд и мифов нужно понимать, что в любой другой деревне подобных историй могут рассказать множество. Так что говорить о Растессе как некой аномальной зоне необоснованно, ведь никаких геофизических экспедиций в Растесс организованно не было, да и оснований к тому – нет.

Экспедиция в современный Растесс.

19

Итак, дорога в Растесс это настоящее путешествие в дебри Уральской тайги. Скажу сразу, что не нужно ждать от Растесса панорам аналогичных видам в игре «S.T.A.L.K.E.R». Здесь нет брошенных домов, нет пустых зениц окон, скрипящих ставней и безлюдных улиц, лишь изредка встречающиеся элементы кострукций домов и некоторых строений. А в остальном ничего, кроме поля с двухметровой крапивой. Причем, еще несколько лет назад, как вспоминают бывалые, в поле еще можно было найти более-менее сохранившиеся дома и была еще различима первая церковь, возведенная во времена существования Бабиновской дороги.

7

В основном посетителями Растесса, разумеется, являются джиперы (любители бездорожья – прим.), но встречаются и отважные пешие туристы, причем, отвага заключается в том, что путешествуют они по настоящему медвежьему краю, где встретить «хозяина тайги» более чем реально. Чем чреваты подобные встречи, я думаю, что объяснять не нужно.

24

Что касается автомобильных экспедиций, то отнестись к подготовке поездки в Растесс нужно крайне серьезно. Оставьте надежды проехать к заветному поселку на кроссовере и даже на «стоковом» внедорожнике. Как рассказывают участники экспедиций с сайта niver.ru дорога к Растессу достаточно сложная и ехать в одну машину не рекомендуется.

Протяженность маршрута от Екатеринбурга составит порядка 700 км. Причем, от поселка Павда до Растесса нужно преодолеть всего 25 километров и вот именно эти два десятка километров представляют особую сложность прохождения. Отсутствие дорог, острые камни грязь изолировали Растесс от внешнего мира. Хотя опять же по замечаниям автопутешественников в округе множество троп и дорог и, скорее всего, все они ведут в Растесс, ну или предоставляют возможность объезда наиболее «засадных» мест. А еще настоятельно рекомендую найти тематические (джиперские) сообщества и получить консультацию от участников форума, советы лишними не будут! По рассказам путешественников ничего примечательно в Растессе нет, а у кого может желание и пропадает вновь ехать в местные дебри, так это у тех для кого дорога, мягко говоря, не сложилась и пройдя сквозь трудности увидеть поле крапивы вместо одного из самых загадочных мест в России – оптимизму не добавляет.

23

Пару слов в заключении..

Прежде чем ехать в Растесс, идти на риск и вкладывать в поездку значительные финансы нужно понять, что возможно вместо «откровения» вас ждет жестокое разочарование… ведь посмотреть на поле крапивы с торчащими досками можно и в более доступном месте. Никакой историчности это место не несет, кроме как сторожевого поселка у Бабиновской дороги. Вообще нужно понимать, что Растесс это некий «бренд» искусственно раскручиваемый туристическими фирмами, предлагающими за достаточно крупную сумму организовать поездку в одно из самых «загадочных» мест РОССИИ! Копирайтеры заливают в сеть фантасмагорические истории о чудесах, «пипл хавает» — бизнес прет!

Автор: ЛЮБУШКИН Андрей, «Таинственный Урал»