Сокровища сарматских курганов

p1110068_ejw_1280

В истории земной жизни ни один народ не уходил в небытие бесследно. Наследие сарматов — в крови, в речи, в воззрениях пришедших во след за ними. И в нашем наследии — в неспокойном Русском духе. Со знаменитых сарматских курганов начинается археология на Урале. В 1869 году на Первом археологическом съезде в Москве уфимский чиновник Руф Игнатьев заявил о том, что в районе Миасских золотых промыслов, близ горы Каскыновой, разрыл он восемь больших курганов древних кочевников. В кургане, на глубине двух метров были медные, железные и костяные стрелы, части конской упряжи, украшения, кости людей и животных.

RufIgnatevИгнатьева считают первым археологом Башкирии. Он составил археологические карты на территориях современной Челябинской области и Башкирии.

Его интересовало на Урале буквально все: археология, история, этнография. Он описал многие исторические памятники в том числе знаменитую башню Кесене. В 1865-м году Игнатьев начинает раскопки на дачах миасских золотоносных промыслов.

Богата была курганами и древними городищами эта земля. Жил здесь когда-то кочевой народ — сарматы — ираноязычный по речи, индоевропейский по облику, потомки скифов и савроматов. Историки отделяют их от нас двумя с половиной тысячелетиями.

Поэт Овидий так описывает сарматов: свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не подстригаются, у всех налучья, луки и синеватые от змеиного яда стрелы. И словно вторит ему В.Брюсов: «Мы — те, о ком шептали в старину с невольной дрожью, эллинские мифы.»

А действительно, так ли страшен был этот народ? Да нет, обыкновенный. Разводили лошадей, коров, овец, верблюдов. Лошади крупной породы с хорошими скаковыми качествами. Кочевали на повозках с кибитками, крытыми войлоком и корой, устроенными наподобие домов с двумя, тремя отделениями. Впрягали в повозки по две пары волов… и на сотни километров на запад ли, на восток или юг, в дождь ли, ветер, в любую погоду.  Одежду носили из шерстяной ткани и кожи, отороченную мехом, кожаные ремни с металлическими пряжками. Мягкие кожаные сапоги-скифики.

SarmatkaПри кочевом образе жизни одежда женщин-сарматок мало чем отличалась от мужской: шаровары, кожаные сапожки, поверх длинное платье или халат. На голове большой платок, спускающийся на плечи. Да и нравом женщина мало отличалась от мужчины. Так же скакала на коне, стреляла из лука. Настоящие «Уральские амазонки» о женщинах-войнах поведали об этом все те же курганы. Сколько было таких курганов на берегах Миасса и Иремеля? По разным источникам от 7 до 20.

Почему же сарматы хоронили своих сородичей именно здесь? Может потому что рядом гора Медная, богатая металлом, по значимости своей не уступавшая в то время золоту? Степняки существовали племенами, состоявшим из многих родов и чем курган был внушительней, тем род был значимей среди побратимов. К примеру, один крупнейших сарматских  курганов достигал в диаметре около 60 метров!

Механизм постройки тоже был уникален. В начале сооружали большой шатер из бревен, затем его засыпали землей и обмазывали глиной. Снаружи окружали кольцом из бревен со входом. Потом его видимо поджигали изнутри, он обрушивался и заваливал могильную яму.

Недалеко от Магнитогорска есть один из хорошо известных сарматских курганов — Темир. Он относится к 4 веку до н.э. Темир одарил древними керамическими сосудами, в том числе из далекого Хорезма, Железным копьем, колчанами стрел, бронзовым зеркалом, многочисленными украшениями. Темир удивил тем, что из 276 найденных стрел больше половины принадлежало женскому захоронению богато одетой сарматки.

i

Заставил задуматься историков и медный котел с изображением медведей. Котел в старину — великая ценность. Украшение не могло быть случайным. И до этого лингвисты высказывали мнение, что имя одного сарматского племени, известное из письменных источников как аорсы, означает «арийские медведи». Находка котла с ручками в виде медведя подтверждала этот вывод. И указывала место, где был организован мощный военный союз верхних аорсов — военно-политической силы в среде сарматских племен, начавших отсюда, со степей Зауралья, движение на запад. Судя по расположению курганов, занимаемая ими территория на севере как раз доходила до долины Миасс-реки.

i (1)Эпоха раннего железа (7-2 века до нашей эры) — это время, когда налажены устойчивые связи уральских кочевников с государствами Средней Азии, когда вовсю действует «торговый путь Геродота», связавший степи Причерноморья с Зауральем. Значит работает торная Скифская дорога, проложенная через хребты Урала. Идут по нашим местам караваны, и слышится здесь иноязычная речь.

Особенно прочными становятся эти связи после возвращения скифов из переднеазиатского похода на Ближний Восток. Скифским купцам нужно было золото, пушнина, медь. Наверное, от того времени в уральских курганах привозные фибулы (застежки для одежды) римского типа и статуэтка египетского бога Амона.

Кичигинские курганы.

Kichiginskie-kurganyiОдин из уникальнейших сарматских курганов, сохранившихся до наших дней — Кичигинский холм, находящийся в Увельском районе Челябинской области.  В 2006 году археологи начали там раскопки, так как возникла угроза распашки холмов. Родовое аристократическое захоронение раннего железного века (IV века до н.э.)  включает 12 курганов. Когда вскрыли первый курган, то обнаружили, что он был разграблен. Однако рядом с женским скелетом были найдены каменные бусы, браслеты, височные подвески и перстень. Было решено продолжить работы на этом могильнике, и в 2007 году взяли один из сильно распаханных больших курганов. Центральное погребение этого кургана было опять же разграблено. Но в южной части было еще пять погребений и они оказались нетронутыми. Рядом с двумя войнами лежали длинные мечи, копья, колчаны со стрелами. Оружие нашлось и в трех женских захоронениях. Там как и в мужских лежали колчаны со стрелами, причем наконечников стрел было по 100-150. Молодые сарматки были «амазонками».

Grivna-s-profilem-volka

В одном из захоронений были найдены великолепные украшения: диадема, кольца, бусы, браслеты, шейная гривна с окончаниями в зверином стиле. На ней видны фантастические животные похожие на волков. Сарматы любили изображать на украшениях хищников. Они верили, что человек, носящий такое украшение, перенимает от животного его воинственные качества. Шейные гривны савро-сарматы делали из золотой фольги, наматывая ее на бронзовую отливку. По видимости это могло принадлежать знатной сармаке, которая скорее всего была жрицей. В ее захоронении еще была чаша для приготовления снадобий и характерное сарматское с длинной ручкой бронзовое зеркало, которое и позволило датировать погребение первой половиной IV века до нашей эры.  Студенты прозвали эту даму «Золотой бабушкой». И не удивительно, ведь возраст этой женщины — старше 60 лет, что очень большая редкость для того времени. Да и рост «бабушки» изумляет археологов — 165 см!  Рекорд для сарматов-кочевников.

Sarmatskaya-babushkaОружия при бабушке не оказалось. В захоронении знатного воина найдено богато украшенное оружие в том числе необычный для того времени длинный прямой меч (1,02 м), лук и колчан со стрелами. В грудной клетке «рыцаря» застрял бронзовый наконечник стрелы. Найдено много сосудов из бронзы.  Ученые из ЮУрГУ уверены, что Южный Урал — это родина древней сарматской цивилизации.

В самом большом кургане могильника обнаружено аристократическое погребение 6-7 века до нашей эры и оно связано с кочевниками, которых в иранских письменных источниках называли САКИ. Это захоронение оказалось более древним и интересным.  Мужское погребение оказалось полностью не разграбленным.

Рядом с воином лежал металлический чекан. Кожаный сосуд и деревянная чаша, обложенная по краю золотыми пластинками с изображениями стилизованных голов грифонов.  В ухе была серьга — круглое колечко с припаянным изображением льва.  На скелете кожаный пояс с двадцатью бронзовыми обоймами в виде головок сайгака. С правой стороны пояса подвешивался железный кинжал, а с левой чехол, в котором хранились лук и стрелы. Чехол был обшит по краю пятью бляшками, изображающими лежачих львов. Найденные предметы не укладываются в рамки традиционной датировки. Археологи, которые работают западнее Урала, датируют этот комплекс второй половиной VI века. Археологи, работавшие на Алтае и в Туве однозначно говорят, что это VII век, в крайнем случае начало VI века.

Kichiginskie-kurganyi2

Сокровища Кичигинских курганов переданы в Челябинский областной краеведческий музей.

Источники: http://v-istok.ru/nashi-istoki/sokrovishha-sarmatskix-kurganov/

Автор: ЛЮБУШКИН Андрей