Таинственный Усть-Полуй

L3a2HmeIhqM

Две тысячи лет назад здесь сошлись пути тех, кто кочевал в тундрах Урала и Ямала и тех, кто прокладывал речные пути сквозь сибирскую тайгу. Одни — предки ненцев — осваивали землю вдоль Полярного круга, другие — предки хантов — шли на север вдоль Оби. Здесь, где великая сибирская река максимально близко сходится с последними отрогами Полярного Урала,  был перекресток их путей. Здесь они воевали, заключали мир, набирали жен в гаремы, торговали, ставили святилища для своих богов и приносили им жертвы. В месте впадения реки Полуй в Обь стоит сейчас город Салехард — столица Ямало-ненецкого автономного округа. 400 лет назад здесь был срублен Обдорский острог самый северный в Сибири фортпост русского продвижения на восток.  А две тысячи лет назад здесь было святилище Усть-Полуй.

YAmal1

Ненцы живут здесь как и тогда, но лес был гуще, а климат мягче.  Они по прежнему совершают языческие обряды и приносят жертвы своим старым богам. Оттого и пробуждается древнее святилище, которое казалось бы навсегда застыло в вечной мерзлоте.  Предание о нем  навсегда стерлось из памяти местных жителей ненцев и хантов. Но то ли место необычное, то ли люди, пришла пора очнуться ему от тысячелетнего небытия.

1932 год. По плану освоения Северного морского пути в Салехарде строится гидропорт. Зимой в лютый 50-градусный мороз, копая траншею, рабочие обнаруживают скопление костей и странных предметов. Молодой ученый-археолог из Ленинграда Василий Адрианов, случайно оказавшийся в Салехарде, осматривает находки и осознает, что это научная сенсация. Расположенный на высоком берегу реки Полуй неподалеку от его впадения в Обь , объект получает название Усть-Полуй.

Василий Адрианов
                     Василий Адрианов

Первые археологические раскопки на Усть-Полуе состоялись в 1935-36 годах. Раскопом 2012 года была вскрыта часть фундамента гидропорта 1932 года постройки.  Именно тогда Василий Адрианов, будучи в командировке в Обдорске, впервые увидел Усть-Полуйские вещи, найденные строителями.  Когда он сюда вернулся вновь в 1935 году, на мысу он заложил пять археологических раскопов.

Четыре из них располагались вблизи углов здания гидропорта, они носили разведочный характер. Пятый — основной — располагался в центральной части площадки. Именно на нем было найдено наибольшее количество артефактов, разрозненные человеческие рстанки и скопление из 15 пробитых собачьих черепов. Находки поражали воображение.

В 1935 году известный советский археолог профессор Равдоникас писал своему финскому коллеге: «Поразительные вещи привез наш молодой сотрудник Адрианов из раскопок, которые он летом произвел на Оби. Около семи тысяч предметов,  из них более полутора тысяч предметов из кости совершенно исключительных художественных достоинств. Пишу Вам это под свежим впечатлением так как только что видел эти вещи.  Это буквально мировое открытие».

Jn86cWe-lNc

Казалось, Усть-Полую суждено надолго стать объектом пристального международного внимания. Но в археологию вмешалась политика.  По обвинению в контрреволюционном троцкистско-зиновьевском заговоре с целью убийства Кирова Адрианов был арестован и в конце 1936 года расстрелян.  Он только приступил к исследованиям, сдал свою работу в печать. завершить не успел. Жизнь прервана на взлете.

Усть-Полуй стал звездным часом совсем другого человека. Валерия Николаевича Черенцова уже в 1950-е годы.  В 1955 году выходит его труд. В 1971 вышел даже перевод на английский, что по тем временам было редкостью.  С тех пор Усть-Полуй становится достоянием мировой археологии.

Вот уже 80 лет археологи изучают Усть-Полуй. Странное это место. Множество бытовых находок, осколков керамической посуды, орудий труда и оружия говорит о том, что люди здесь жили. В тоже время, судя по обилию культовых вещей, фантастических образов — это святилище. «Усть-Полуй — это Эрмитаж древности или Третьяковка, пожалуй» — так говорят археологи. И не случайно. Такое изобилие предметов древнего искусства высочайшего художественного уровня на одном месте поражает воображение.

Medved

«Сюда свозились наверное лучшие вещи, сюда свозились трофеи». Археологи не исключают, что «Усть-Полуй был не только жертвенником, не только святилищем, но и своеобразной лабораторией каких-то новых явлений. Потому что именно здесь мы отмечаем целый ряд открытий нового вида искусства». На берегах Полуя почти нет камней, а на мысу каменные кладки.

L3a2HmeIhqM

Эти сооружения из камней явно ритуальные. Они по разному делались.  Их несколько, они разной формы, камни там лежат на разной высоте. Камни откуда-то притащили. Территорию святилища опоясывает ров. Он возможно отделял сакральную территорию. В него складывали то, что уже использовано в обрядах и больше не нужно. Через него был сделан мост и забиты березовые бревна, оплетенные ветками. Переход по мосту — это переход в священное пространство. Мост — это граница между обыденностью и священнодействием.

2014-12-02_150132

На святилище горело много костров. У северян вообще ни один культ не обходится без огня, который и очищает и служит посредником в общении с богами. В ходе ритуала посетители древнего капища делили пищу с богами, здесь найдены останки оленя и лося, бобра и лисицы, соболя и белки.

Звериный мир Усть-Полуя причудлив и многолик. Чешуя рыб, кости птиц, скопление пробитых черепов собак, бронзовые изображения медведя, то стоящего га задних лапах, то идущего с птицей на спине, то лежащего в ритуальной позе.

Усть-Полуй полон фантастических образов. Трехголовые медведи и люди, птицы с человеческими личинами на груди, люди одетые в звериные шкуры, стоящие на спинах огромных рыб. Реальность переплетенная с видениями.

Усть-Полуй был не только местом священнодействия, но и обиталищем жильцов, своего рода стойбищем-храмом. В определенное время года здесь могла размещаться ставка местных правителей и жрецов в которую в назначенный срок сходились люди со всего северного края. Иногда Усть-Полуй приоткрывает свои тайны и в руках археологов оказываются изображения маски или черепа участников древних обрядов. В 2010 году археологи вычерпали ров до дна и подняли из него все комплексы, которые после церемоний туда складывали. Там была масса вещей. Много деревянной антропоморфной скульптуры, изображений птиц, лица людей и лица, закрытые масками.

2014-12-02_150132

Еще первооткрыватель Усть-Полуя Адрианов упоминал о находках костей человека. Последующие раскопки дали новые свидетельства. В погребениях  найдены кости человека целиком и разрозненно, что говорит о возможных человеческих жертвоприношениях. Эти люди были коренасты, приземисты. Погребенные были уложены скорчено на боку в позе зародыша. Помимо останков людей в святилище найдена фигурка, вырезанная из рога, изображающая человека в сходном положении (фото в самом верху статьи) . На первый взгляд археологам показалась несколько странной его сидячая поза. Возникла идея, что это фигура вовсе не сидящего, а лежащего на боку человека с поджатыми ногами.  Это поза мертвого. У него типичная прическа — косы, сзади воинский пояс из прямоугольных блях, лицо или маска с огромными глазами и прямоугольным ртом, что не характерно для человеческого лица. В северной мифологии немало упоминаний о человеческих жертвоприношениях. Это могли быть пленные враги, женщины, приносимые в жертву богам.

На соседних с Усть-Полуем территориях еще недавно совершались жертвоприношения, символизирующие либо превращение женщины в богиню, либо ее священный брак с богом. В те времена и на переднем востоке и на крайнем севере жертвенность была азбукой религии. Здесь верховный бог Нуми-Торум осматривал мир с высоты птичьего полета. По ненецким и хантыйским поверьям души людей не умирают, а возрождаются в потомках.   А потому живы древние боги Усть-Полуя. Они могут менять имена и обличья, но по прежнему вращают мир и плетут нити человеческих судеб.

«Никогда больше!» — говорит археолог в конце сезона. «Когда же снова?» — в его начале. Уже вроде бы все выгребли за 80 лет,  но каждый сезон приносит что-то новое. Особенно если запустить сюда рьяных студентов.   Так в 2013 году студент-практикант из Новосибирска нашел  перстень с медведем. Перстень шикарный, хорошо сохранился. Медведь — тотемное животное людей Усть-Полуйской культуры — в жертвенной позе. А всего за сезон 2013 года было поднято порядка 800 предметов. Рыбные ножи, наконечники, скребки для выделывания шкур, берестяные вещи, фрагменты подвески и т.д.

Археологи выяснили, что в этих полярных широтах две тысячи лет назад люди возделывали землю. Найдены семена растений в частности конопли. Из ее волокон получали ткань. Это означает, что климат на севере был гораздо теплее. Древние охотники приручали хищных птиц: сокола и орлана белохвостого. Север не был задворками мира. Там кипела жизнь. Северяне поддерживали связи с разными регионами мира. Предполагается, что многие предметы носят статусный характер и попали туда как дипломатические подарки, то есть дары местным правителям. От условного Парфянского периода до вхождения в состав Московского царства.

Теперь копают на месте, где раньше стояло здание гидропорта. Это сложность потому что нарушен исконный рельеф. Много кирпичей, арматуры и всякого строительного мусора. Но в то же время культурный слой как бы законсервировался. Если раньше главное было сенсационные артефакты, то теперь важно понять структуру святилища. Обнаружено 10 золистых очагов — мест кострищ. Рядом с ними раскапывают особенно тщательно, так как именно вокруг них отмечается наибольшая концентрация находок.  Самые старые находки датируются вторым веком до нашей эры. За 80 лет обнаружены десятки тысяч предметов, которые в условиях севера хорошо сохранились.

2014-12-02_150132

Каждый год берут какой-то новый участок для раскопок. В конце сезона его закапывают для сохранности. Искусственно прорытый ров находится в северной части площадки, в центральной части много очагов. Усть-Полую присвоен статус памятника федерального значения. Раскопки предполагается продолжать до 2015 года.

Источник: http://perevalnext.ru/svyatilishhe-ust-poluy/#ixzz45chsuUL4