Тайна «Закамского серебра»

1

В глухих лесах Пермского края находят уникальные артефакты — серебряную столовую утварь (блюда, чаши, кувшины, вазы и кубки) с рисунками сакрального смысла, нацарапанные поверх изысканных изображений людей и животных.  Работа по изготовлению этих необычных столовых приборов была выполнена мастерами, не имеющими отношение к народам, жившим в Пермской тайге. Ведь у «лесных жителей» не было даже намека на тот уровень технологий обработки серебра, с помощью которого  изготовлены артефакты, а сюжеты и вовсе имеют ближневосточные корни. В статье речь пойдет о том, почему в глухой тайге Пермского края уникальных предметов искусства в было найдено намного больше чем на Ближнем Востоке и какая связь серебряных артефактов с появлением сказа о серебряном копытце…

История артефактов.

4

Находки в Прикамье древней серебряной посуды были настолько многочисленными, что их сбор в качестве дани местных племен Новгородскому княжеству вошел в традицию. В разных государственных документах Русского средневековья встречаются упоминания о спорах по поводу этой дани между Москвой и Новгородом. Так, в летописи 1332 года есть относящаяся к московскому князю Ивану I Даниловичу Калите запись, в которой говорится: «Великий князе Иван приде из Орды и возверже гнев на Новгород, прося у них серебро закамское».

1268596413

В те времена со старинной драгоценной посудой расправлялись беспощадно, переливая ее в прутьевидные серебряный слитки.  Однако в начале XVIII века несколько найденных серебряных блюд были сохранены и поступили в петровскую кунсткамеру. Известный шведский ученый Страленберг, длительное время живший на Урале и собиравший сведения о находках древней серебряной посуды, развивал взгляды Бангерта и других своих скандинавских предшественников о Бьярмии как богатой и славной стране. Местом ее расположения Страленберг называл пределы Перми Великой и полагал, что древнее серебро завозилось сюда старинным торговым путем, проходившем от Индии к побережью Белого моря через Каспий, Волгу, Каму, Вычегду и Двину. Дальнейшие исследования этнографов, историков и археологов выявили главные истоки торговли художественным серебром.

6 Например, благодаря отчеканенным на монетах датам и изображениям царей, сходных с изображениями на блюдах, была установлена принадлежность серебряных изделий к ближневосточной культуре. Большинство дошедших до нас изделий было изготовлено в Иране в эпоху владычества могущественной династии Сасанидов (224 – 651 годы), потому и носят эти замечательные блюда, чаши, кувшины общее название — «Сасанидское серебро». Любой, кому довелось увидеть, а тем более прикоснуться к этим творениям древних мастеров, уже никогда не забудет ни блюда с великолепной художественной чеканкой, ни кувшины с изображениями правителей и диковинных зверей, ни чаши с чеканными сценами и мифологическими сюжетами или кубки, покрытые затейливыми узорами. Примечателен и тот факт, что борьба ислама со старыми традициями фактически полностью уничтожила культуру изготовления подобных изделий, так как запрещалось наносить изображение человека и животного. Прикамью, можно сказать, исторически, с точки зрения благотворного соприкосновения с самобытной восточной культурой, повезло в том, что поток южного серебра был столь мощным и относительно устойчивым на протяжении довольно длительного времени. Вот почему весь этот поток предметов удивительного искусства благодатно выплеснулся на край Евразиатского материка в обмен на всегда находившие спрос северные меха. Периодом заметного притока южного серебра в Прикамье оказался весьма обширный промежуток времени от III до XIV века нашей эры, причем наиболее оживленными эти торговые связи были в V-VIII веках. В 1878 году, кроме великого Влого-Камского торгового пути, известный финский археолог Аспелин подчеркнул значение торговли со Средней Азией по Иртышу. Позже определиось значение и еще одного сухопутного торгового пути через Башкирию, реку Урал и Приаральские степи в Хорезм. И как бы это не парадоксально звучало, но в Пермской тайге иранских блюд найдено больше чем на территории Ирана.

Шаманский атрибут.

2

В 1895 году в третьем номере сборника «Пермский край» сын А.А. Теплоухова Ф.А. Теплоухов выступил со статьей «Древности пермской чуди из серебра и золота и ее троговые пути» и рассказал об использовании древней южной серебряной посуды в языческих святилищах как священного металла, в качестве ликов идолов или дисков священных светил. Все дело в узорах и сюжетных рисунках. Фактически на всех блюдах изображены тотемные животные, почитаемые шаманами уральских лесов. Разумеется, туров и прочих ближневосточных представителей фауны уральцы не видели, но ими почитался другой «рогатый житель» — лось. Вот поэтому шаманы и применяли для своих обрядов драгоценные предметы быта. Обряд был прост.  В святилище устанавливались четыре блюдца, в которые укладывались драгоценные изделия и камни. Далее, по замыслу шамана, прямиком из верхнего мира в аккурат на блюда с требами опустится священный лось и примет дары шамана, соответственно, его просьба к богам будет услышана. Кстати, именно отсюда пошла легенда, позже описанная Бажовым в сказе «Серебряное копытце». Русские знали о таинстве шаманов и буквально понимали, что под копытами священного лося появляется золото и самоцветы, а известный писатель взял эту народную легенду за основу и создал более замысловатый сюжет, но суть оставил прежнюю.

Рынок на артефактах.

1268596225

Семья Строгановых обладала огромным влиянием на землях Пермской губернии и Сибири. В определённый период это купеческое семейство было почти всемогущим, соответственно и львиную долю доходов от продажи закамского серебра получали именно эти деятели. Только Россия не была бы Россией, не будь она способна порождать людей готовых осуществить задуманное в обход любой силы, а иногда вообще невзирая ни на какие авторитеты.  Правда, в данном случае такая вот русская удаль пошла не впрок, потому как великолепнейшие произведения искусства, бесценные артефакты были уничтожены. Утеряны для нас безвозвратно! В отличие от лесных шаманов Строгановы, впрочем, как и наши современники поклоняются другим богам, ныне забыт священный лось и прочие древние боги, в почете всемогущий «кирпич» в данном случае серебряный. Так что вся шаманская атрибутика, которая украсила бы экспозицию любого музея, пройдя через печь, обретала вполне себе ликвидный образ.

Piatto_con_ibis,_argento,_da_sludka,_VIII_sec

Что не менее печально, так это то что обогатились на этом вовсе не отчаянные искатели приключений или трудолюбивые крестьяне-находчики, а банальные купцы-перекупы. Конечно, кладоискатели 18-19 веков могли попробовать вывезти сокровища и реализовать их далеко от владений Строгановых, даже допускаю, что были такие, но история не сохранила их имён. Зато сберегла имена тех, кто реально разбогател исключительно на продаже закамского серебра. Возможно и «под крышей» тех же Строгановых. Например, некий купец Алин из Чердыни сколотил целое состояние на скупке и переливке таких находок. От него не так уж сильно отставали и другие скупщики, перечислять их имена здесь нет смысла. Разве что попытаться вычислить поселения на территории Пермского края и Сибири, в которых располагались дома или поместья кого-то из потомков скупщиков в более позднее время. Но, честно говоря, считаю маловероятным, что какие-то предметы могли сохраниться до сего дня, и ждут своего часа в укромном месте.  Серебряные артефакты можно увидеть в экспозиции Эрмитажа и Чердынского краеведческого музея.

Автор:

Любушкин Андрей\\»Таинственный Урал»