Тайны таволожских мастеров. Истоки.

tavolg1

Исторически так сложилось, что к началу 20 века в крестьянской России существовало множество локальных центров народного искусства. Одни из них были широко известны по всей стране и за её пределами, другие знала лишь местная округа, ибо народные ремесла удовлетворяли бытовые нужды, главным образом, местного населения. Но и те, и другие отражали богатство народной культуры, демонстрировали таланты мастеров в различных видах декоративного искусства.

RmQHqum3K-U

Каждый из таких локальных очагов сформировался исторически в определённых условиях и в определённое время. Раскол русской православной церкви произошёл, когда по инициативе Патриарха Никона и Царя новой династии — Романова Алексея Михайловича, церковный собор 1654 года согласился на исправление решений Стоглавого собора и церковных книг. Смена династии требовала оформления новой политики (такая своеобразная традиция сохранилась в России и по сей день). На смену Рюриковичам пришли Романовы. Это был очередной перелом в жизни русского народа. Новой власти для утверждения процесса идеологической перестройки необходимо было усмирить непокорных, которые болезненно восприняли изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от иснинной веры и благочестия. В 1668 году для усмирения непокорных впервые посылается отряд стрельцов. Своеобразным протестом против репрессий властей стали многочисленные случаи группового самосожжения старообрядцев и массовое переселение раскольников на Урал и в Сибирь. В результате раскол Русской церкви в 17 веке стал с одной стороны, одним из самых трагических событий в русской истории, последствия которого не преодолены до сих пор, а с другой — способствовал освоению новых земель и заселению Урала и Сибири. Старообрядчество до сих пор не всем и не во всем понятное русское духовное движение. Явление это сложное и намешано в нем всякое. Но старообрядцы понимали, а вернее интуитивно чувствовали свои жизненные устремления. Вот одно из них: «… повелено от Бога человеку самовластну быть». То есть стояли раскольники за самостоятельную самобытную личность, протестуя против политики Петра и его преемников превратить подданных лишь в покорных исполнителей чужой воли.

e2DOhzhikI4

В 1846 году к старообрядцам перешёл греческий митрополит Амвросий. С этого времени ведёт своё начало ныне существующая у старообрядцев иерархия. Однако, в связи с тем, что светская власть подвергла старообрядцев постоянному преследованию, они так и не смогли сформировать единую старообрядческую церковную структуру.

Со временем раскол стал неоднороден. Старообрядцы, переселившиеся на Урал и в Сибирь, находясь вдалеке от цивилизации, остались без священства и стали называться беспоповцами.

К середине 18 века центром старообрядчества в России становится Невьянск — столица Демидовского края. Старообрядцы составляли основное поселение заводов Акинфия Демидова. Получается, что демидовская горная империя — в то же время царство старообрядческое. Невьянск, а позже и Нижний Тагил, превращаются не только в горные, но и в раскольничьи столицы, стягивающие в единое целое старообрядческие общины на Уральских и Сибирских просторах, и крепко связанные с раскольниками Поморья и Поволжья. По всему Уралу гнездились сотни тайных приютов и укромных уголков, по которым разрасталось «древнее благочестие». Рядом с часовнями, скитами и потаенными молельнями созданы были десятки раскольничьих школ и школок, наставники учили детей и по частным домам. Одновременно с этим образовывались иконописные мастерские, гончарные, ментальные, кожевенные, лубочные промыслы. В скитах занимались рукоделием, шитьем и вышивкой. В пяти километрах от села Быньги Невьянского района расположились деревни с поэтическим названием Таволги. Верхние Таволги расположены в верхнем течении реки Таволги, а Нижние — на версту ниже, в устье реки, при впадении её в реку Нейву.

iAGr0X-LfrA

На месте Верхних Таволог по преданию был старообрядческий скит. Сюда вскоре стали селиться семейные раскольники и со временем образовалось довольно большое поселение. В 1837 году, согласно переписи, в деревне Верхние Таволги было 53 дома с 359 жителями, все — старообрядцы. Чтобы увековечить память о старообрядческом ските, разрушенном властями, местные жители на его месте в 1911 году заложили монументальное кирпичное здание приходской школы. Сейчас это здание принадлежит предприятию «Таволожская керамика», в нем расположен производственно-музейный комплекс, в котором туристы знакомятся с историей освоения Урала, бытом и народными традициями местного населения. Развитию промыслов в Таволгах способствовали отсутствие земледелия и вызванная этим потребность побочного заработка.

7SsdveJyWiU
Первые признаки гончарного производства, обнаруженные на территории Верхних и Нижних Таволог, относятся к концу 17- началу 18 веков. Именно к этому периоду принадлежит древняя керамическая свистулька, найденная в огороде одного из местных жителей в деревне Верхние Таволги. В эту эпоху с приходом старообрядцев из средней полосы России, началось постижение пластических свойств местных глин. На первые гончарные изделия наносился примитивный орнамент в виде ямок, гребенчатых штрихов (процарапок) и прищипов по верху гончарного изделия, так характерных для средней полосы России.

ws4Ahibih5w

Та же закономерность сохранилась и в художественном оформлении изделий гончарных промыслов, резвившихся на этой территории много лет спустя. В начальный период гончарная продукция изготавливалась для собственных нужд и имела простой незамысловатый вид. Позже гончарство становится ремеслом, изделия, предназначенные на продажу, требовали более повышенного внимания к отделке керамической посуды. Ремесленники больше внимания стали уделять украшению керамики, что привело к зарождению росписи, а в дальнейшем к использованию глазурей. Тяжелые бедствия, с которыми сталкивались первопроходцы, не смогли уничтожитель ь творческое начало и преемственность мастерства. Стимулом для развития гончарство явилось и увеличивающееся население уральских провинций, а также то, что хрупкий, необходимый в хозяйстве товар — посуду, невыгодно было возить на дальние расстояния, а запасами хорошей глины Таволожская земля славилась всегда.

SqxTGL_ywSA

Не было недостатка и в мастеровых людях, перенимавших это ремесло. По данным Невьянского музея, в Екатеринбургском уезде центрами уже сформировавшегося гончарного промысла в 19-начале 20 веков считались только три селения, в том числе Верхние и Нижние Таволги. Тенденция эта сохраняется до сих пор, благодаря работе предприятия народных художественных промыслов «Таволожская керамика» и его директору Назарову Александру Георгиевичу.

… Продолжение следует…

 

Автор: Татьяна Паншина

«Таинственный Урал»