УРАЛЬСКИЕ МЕСТА СИЛЫ: МАХАДИ-ТАШ

Кто-то может подумать, что нет ничего более банального, чем обычный камень-булыжник, который испокон веков только и делает, что зарастает лишайником. Спешу заметить, что подобное утверждение не совсем объективно, так как некоторые камни имеют крайне интересную и необычную историю. Сегодня я расскажу вам об одном из таких уникальных камней, ставших святыней для жителей поселка Усть-Багаряк.

Священный камень Махади-Таш расположен в двух километрах от села Усть-Багаряк на возвышенности в изгибе реки Синара. Кстати, дорога к камню вполне пригодна для проезда на любом автомобиле, так что проехать можно смело и при этом не опасаясь не опасаясь застрять или как-то повредить своего железного коня.

В местности, где расположился Махади-Таш никого не удивить одиночными глыбами, торчащими подобно айсбергам из суглинка почвы в пойме реки Синары. Однако только на Махади-Таш были обнаружены некие отпечатки, в которых местные мусульмане увидели следы от некогда происходящего на поверхности каменного исполина обряда ритуального омовения. К примеру, были опознаны отпечаток босой ноги, предположительно пророка Махади, желобок для воды и отверстие под специальный церемониальный чайник – кунган.  И, действительно, в известняковой плите без труда угадываются странные очертания, будто кто-то босыми ногами залез в бетон, круглое стертое углубление и повсюду ровнехонькие круглые дырочки.

Кстати, нужно отметить, что порода священного камня – известняк, как известно, материал достаточно мягкий из-за чего постоянно деформирующийся. В случае с Махади-Таш, как отмечают старожилы,  облик камня также видоизменился за последние несколько десятилетий. Прежде отпечатки голых ступней были достаточно отчетливыми, теперь остались одни очертания и те весьма условные, к слову сказать, отпечаток ступни на вершине горы Полюд (Пермский край) выглядит намного реалистичней.

Личность самого пророка Махади тоже вызывает весьма много вопросов, так как кроме жителей небольшого уральского поселка о нем никто в мусульманском мире не знает. Не нужно путать с пророком МахДи – одним из преемников Мухамеда. Согласно местным преданиям человек по имени Махади пришел в здешние земли, уже обжитые некоторыми группами татар, поселился на берегу Синары, вел правоверный образ жизни, чем сыскал славу святого. По другой версии когда-то давным-давно Махади спустился прямо с небес на этот камень (вот и отпечатки ног), с кувшином в руках (отпечаток кувшина тоже остался), впрочем, по другой версии, кувшин ему дала проходящая мимо женщина, умылся (остались следы капель и стекавшего потока). Действительно, почему бы и не представить себе всё именно так? Ведь даже если учёным удалось бы доказать, что следы сформировались под влиянием атмосферных осадков или других, совершенно обыденных причин, это было бы намного скучнее всяческих фантастических версий.

Однако при детальном рассмотрении камня появляются вопросы относительно расположения артефактов, которые якобы связаны с деятельностью миссионера. Например, следы ступней, а точнее отпечатки в камне, святого Махади были обращены на север, но любой правоверный мусульманин знает, что молиться нужно обратившись в сторону Мекки, а значит, на юг. Чем объясняется столь фатальная ошибка правоверно миссионера, местные жители не знают и голову себе не забивают.

Комментарий специалиста
Гадель Камилович Валеев, филолог, преподаватель ЧелГУ: «Конечно, можно предположить, что Махади был первопоселенцем Усть-Багаряка. Не исключено, что он был мусульманским миссионером. Посвящал местных жителей в ислам, распространял религиозные истины. Подробного жизнеописание его не осталось, а народная память хранит легенды и почитает камень, связанный с его именем. Вообще у многих народов, исповедующих мусульманство, распространено почитание «авлие-таша» — святых камней. Ведь и главная мусульманская святыня — черный камень Каабы в Мекке. До него, естественно, было непросто добраться, и находили аналоги поближе».

Основными почитатели камня в основном являются женщины преклонного возраста. Они  приходят на берег помолиться, обратившись с мольбами к священному артефакту просят о разном: кто-то личных благ, а кто-то вопрошает у камня спасительного в период летнего зноя дождя. По заверениям местных жителей, чем-чем, а вот просьбами о дожде камень всегда «помогает» и данный способ корректировки сложных уральских метеоусловий, среди старожил села, считается вполне себе действенным и рабочим, а не какими-то там сказками…

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»