ЧЕРНЫЕ КРЫЛЬЯ В НЕБЕ УРАЛА: НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ ДОЛЕТАЛИ ДО УФЫ

В 2012 году американский блогер и историк  Джон Кальвин опубликовал в Интернете несколько десятков снимков советских городов, выполненных воздушной разведкой люфтваффе. Оказалось, что в архиве были представлены не только прифронтовые города, но и индустриальные центры, которые находились в глубоком тылу. Оказалось, что в 1942 году немецкие разведчики летали даже над Уфой! До момента публикации архивных материалов считалось, что территория Урала оставалась недосягаемой для немецких самолетов, а планы германского командования о нанесении бомбового удара по промышленному центру СССР преподносились в качестве некой выдумки.

Весной  2012 г на Интернет-сайте американского историка Джона Кальвина были опубликованы аэрофотоснимки нескольких советских городов, сделанные немецкой разведкой. Помимо прифронтовых городов, над которыми летали самолеты врага, в архиве были представлены снимки Уфы. Во время войны здесь располагались эвакуированные производственные предприятия, а также существовал крупный нефтепромышленный центр.

Как можно понять из реквизитов к снимкам, фотосъемка с борта самолета–разведчика была проведена в 1942 году. На снимках были отмечены стратегические объекты: радиостанция Коминтерна, аэродром в Максимовке, нефтеперерабатывающие заводы. Немецкие специалисты обозначили расположение цехов отдельных предприятий, котельных и паротурбинных станций – обеспечивающих электроэнергией весь город, а также радиопередающие станции и прочие стратегически важные объекты народного хозяйства. Более детально из всех имеющихся снимков, немцы разобрали снимки с авиамоторным заводом, в архиве снимок обозначен под именем:  «Ufa ZR 21 А4-54А» и «Ufa ZR 21 А4-54В», на снимке обведены три объекта: А – первая площадка (Teil I), В – вторая площадка (Teil II), и С – SU 50533, паротурбинная электростанция (Dampfkraftwerk), ныне ТЭЦ № 2. Цифрой «1» обозначены три здания Mech. Werkstätten Einzelteilefertigung – цеха изготовления отдельных деталей. Цифрой «2» обозначены три здания Montagehallen und Prüfstände – сборочные цеха и испытательные стенды. Цифрами «4» и «5» обозначены склады заготовок и готовой продукции. Цифрой «8» обозначена Pumpenhaus – компрессорная станция.

Помимо важных объектов на снимках присутствуют постройки, не имеющие какой-либо важности в плане обеспечения жизнедеятельности Уфы, все эти объекты отлично просматриваются, но не один из них не подписан и не прокомментирован. Столь подробная информационная справка о стратегических объектах и игнорирование построек второстепенной значимости, свидетельствует о том, что помимо самолетов люфтваффе бороздящих небесные просторы над Уфой в городе действовала шпионская сеть германской разведки Абвер. Причем, судя по точности комментариев, «свои люди» у немцев были даже на режимных оборонных предприятиях.

На первый взгляд может показаться, что немецкие самолеты-разведчики не смогли бы достичь Уфы, но оценив общее положение дел на фронтах, становится очевидным, что  возможность долететь до столицы Башкортостана, а затем вернуться назад без дополнительных заправок у нацистов все же была. К осени 1942 вермахт вышел к Воронежу и Сталинграду, что сократило расстояние от аэродромов, расположенных на передовой фронта до Уральских гор. Тысяча километров отделяла тыл от линии боевых действий. Это расстояние оказалось вполне доступным для самолетов дальней разведывательной авиации.

Do-215В-2
Ju-86Р

В люфтваффе существовала специальная эскадрилья дальней разведки 1.(F)/ObdL. В штате данного подразделения состояли самолеты «дорнье» (Do-215В-2), «юнкерс» (Ju-86Р, Ju-88D) и «хейнкель» (Не-177). Радиус действия этих машин достигал 2145 км. Высота полета немецких «самолетов-призраков», как называли сами немцы свою дальнюю разведку, достигала 11000 м, что фактически лишало возможности наших сил ПВО опознать самолет с земли и сбить нарушителя. К тому же в 1942 году  на Урале, считавшимся недосягаемыми для полетов вражеской авиации, как таковой обороны ПВО не было.

Разумеется, что о полетах вражеской авиации над Уралом узнали в главном штабе и в июне 1943 года, когда фашисты нанесли бомбовый удар по находящемуся в тылу Горьковскому автозаводу, ставка постановила усилить посты ПВО, в том числе, для обороны воздушного пространства Уфы. Для создания эшелонированной обороны Урала было выделено 48 зенитных орудий.

Гитлер планировал организовать на Урале серию крупных диверсий, с целью чего в тыл красной армии планировалось забросить несколько диверсионных групп, а также нанести превентивный бомбовый удар по промышленным предприятиям. Для германского командования Уфа представляла интерес еще и по той причине, что уфимский вокзал являлся неким сортировочным центром на транссибирской железнодорожной магистрали, соединивший Восток и Запад в логистической цепочке по доставке грузов и боевых подразделений. Выведя из строя столь важный транспортный узел можно было бы внести серьезный сбой в военную логистику, чем саботировать доставку грузов и войск к линии фронта, что стало бы серьезной проблемой для нашей армии. Есть данные, что фашистские лазутчики все же попыталась осуществить свой коварный план и развернуть на Урале настоящую диверсионную войну под кодовым наименованием операция «УЛЬМ».

 

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»